отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Сейды
Сейды

Сейды — это древние священные камни саамов, племени, проживающего на территории Карелии еще с 1-го тысячелетия до нашей эры. Саамы — древний народ, обладающий традициями и обычаями, уходящими в глубину веков. Для традиционной культуры этого народа было характерно обожествление неживых предметов, наделение их сверхъестественными качествами и поклонение силам природы. Особое распространение получил культ поклонения священным камням — сейдам.

Cаамы считали, что в таких камнях живут духи. Саамский народ верил, что их колдуны не умирали, а уходили в тайгу или тундру и превращались там в камни. Согласно саамским верованиям сейды покровительствовали домашнему очагу, помогали людям в рыбной ловле и на охоте. Поэтому сейды традиционно ставили на высоких берегах и островах так, чтобы их было видно издалека. Нередко можно встретить сейды в виде человекоподобной фигуры или стилизованного изображения человеческого лица. Иногда сейды поставлены на «ножки» в виде 3-4-х маленьких камней. Почитали священные камни по — разному: их одаривали, кормили, иногда совершали жертвоприношения.

По материалам: Мулло И. М. Памятники и памятные места Карелии. — Петрозаводск: Карелия, 1971. —  147с., с. 86

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Старообрядчество в Карелии: Лексинское женское общежительство

Лексинское женское общежительство было основано в 1706 г. на берегу реки Лекса, протекающей по территории Карелии и являющейся притоком реки Выг. Общежительство было основано недалеко от известной Выгорецкой республики (всего в 20 километрах).

Этот труднодоступный  район уже в последней четверти XVIIвека стал местом, где находили прибежище недовольные церковной реформой Патриарха Никона. Сама Выговская поморская пустынь, образовалась в 1691-95 гг. и являлась достаточно крупным поселением старообрядцев.
Изначально, на заселенной старообрядцами территории Выга было два вида поселений: поселения мирские (где жили семьями, бежавшие от реформ Никона) и скитские (в которых не разрешалось совместное проживание женщин и мужчин). Позднее возникли отдельные старообрядческие мужское Выговское Богоявленское общежительство (Данилово) и женское Лексинское Крестовоздвиженское (Лекса) общежительство.
Вскоре "Лекса развилась в небольшой зажиточный городок с населением в несколько сот человек". Там была даже основана «грамотная изба» для обучения женщин и девушек, проживающих в поселении, грамоте (что было нехарактерно для крестьянской среды). Также большое внимание уделялось здесь переписыванию богослужебных книг и обучению знаменному пению (особый стиль, который сохранили старообрядцы). Лексу даже именовали в Поморье «Лексинской Академией».
На Выге была создана литературная школа единственная в старообрядчестве, обширное художественное наследие. В общежительстве практиковались многочисленные хозяйственные достижения, процветало искусство шитья и вязания, занимались его обитательницы и литературной деятельностью.
Сегодня на том месте, где некогда находилось процветающее поселение, не сохранилось ничего. В 1854 году власти разорили общежительство. Но остался заметный след в художественном наследии жителей этих северных окраин.


А также:
Главная → Карелия → История → Старообрядчество в Карелии: Лексинское женское общежительство