отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Айно
Айно

Одна из самых поэтичных образов «Калевалы», девушка, не пожелавшая выйти замуж за старого Вяйнемяйнена и утопившаяся в море.

Образ Айно во многом создан фантазий составителя «Калевалы» Леннорта. Даже ее имя, означающее «единственная», придумано этим легендарным собирателем карело-финского фольклора. История Айно очень трагична: ее брат Ёукхайнен дерзко вызвался состязаться с Вяйнемяйненом в искусстве пения, но проиграл мудрому старцу и едва не был убит. Чтобы спасти себе жизнь, Ёукхайнен пообещал противнику в жены свою сестру Айно. Пытаясь избежать ненавистного брака, Айно идет на берег моря и там гибнет. Подобный сюжет часто встречается в балладах северной Карелии: там поется о девушке Анни, которая не желала быть женой Осмойнена и покончила с собой в амбаре, где ее тело потом нашла мать.

Однако Айно гибнет не бесследно. В ее образе воплотился еще один характерный для карело-финского фольклора сюжет о девушке-рыбе, которую вылавливает один из персонажей (Вяйнемяйнен, Илмаринен, Лемминкяйнен). Она превращается в рыбу и живет в море, а когда Вяйнемяйнен вылавливает ее, он не узнает, что это погибшая по его вине Айно.

Благодаря истории этого персонажа в «Калевале» возникает еще одна коллизия: гибель сестры дает Ёукхайнену повод отомстить Вяйнемяйнену.

По материалам: Вступительная статья//«Калевала», Петрозаводск: Карелия, 1998.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Старообрядчество в Карелии: Лексинское женское общежительство

Лексинское женское общежительство было основано в 1706 г. на берегу реки Лекса, протекающей по территории Карелии и являющейся притоком реки Выг. Общежительство было основано недалеко от известной Выгорецкой республики (всего в 20 километрах).

Этот труднодоступный  район уже в последней четверти XVIIвека стал местом, где находили прибежище недовольные церковной реформой Патриарха Никона. Сама Выговская поморская пустынь, образовалась в 1691-95 гг. и являлась достаточно крупным поселением старообрядцев.
Изначально, на заселенной старообрядцами территории Выга было два вида поселений: поселения мирские (где жили семьями, бежавшие от реформ Никона) и скитские (в которых не разрешалось совместное проживание женщин и мужчин). Позднее возникли отдельные старообрядческие мужское Выговское Богоявленское общежительство (Данилово) и женское Лексинское Крестовоздвиженское (Лекса) общежительство.
Вскоре "Лекса развилась в небольшой зажиточный городок с населением в несколько сот человек". Там была даже основана «грамотная изба» для обучения женщин и девушек, проживающих в поселении, грамоте (что было нехарактерно для крестьянской среды). Также большое внимание уделялось здесь переписыванию богослужебных книг и обучению знаменному пению (особый стиль, который сохранили старообрядцы). Лексу даже именовали в Поморье «Лексинской Академией».
На Выге была создана литературная школа единственная в старообрядчестве, обширное художественное наследие. В общежительстве практиковались многочисленные хозяйственные достижения, процветало искусство шитья и вязания, занимались его обитательницы и литературной деятельностью.
Сегодня на том месте, где некогда находилось процветающее поселение, не сохранилось ничего. В 1854 году власти разорили общежительство. Но остался заметный след в художественном наследии жителей этих северных окраин.


А также:
Главная → Карелия → История → Старообрядчество в Карелии: Лексинское женское общежительство