отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Руны

Народные песни, которые передавались рунопевцами из уст в уста, из поколения в поколение, обогащая и совершенствуя их. Складывались народом и пелись для самого народа, ибо в них описывается в ярких поэтических образах многогранная трудовая деятельность простых людей.
Руны, воспевающие труд простых людей не могли петься для «услаждения знати», которая презирала труд, рассматривала его как удел людей низшего класса. А трудовой народ, слушал такие руны, наслаждался ими, ибо были для него они близкими, родными. Ярким примером этому могут послужить руны знаменитого эпоса «Калевала». Рунами также называли древнегерманские буквы. В германском и немецком языке слово «руна» означает «тайна». Использование этих таинственных письмен известно с 9 века нашей эры до позднего средневековья. Происхождение их выяснить не удалось — название оправдало себя. Создание рун связывается с Одином — персонажем германской мифологии. В средние века руническое письмо использовалось параллельно с латинским и, как считается, было широко известно. Долгое время руника как наука была забыта, и только в последнее время ее изучение возрождается.

По материалам: Чудеса и приключения, 1995, № 3. И. И. Сюкияйнен «Поэзия труда в рунах «Калевалы»//Труды юбилейной научной сессии, посвященной 100-летию полного издания «Калевалы», Птз, 1950.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Приданое заонежской невесты

По крестьянским представлениям, в жизни каждого человека есть три основные периода: рождение, замужество/женитьба и смерть. Таким образом, в жизни простой крестьянской девушки свадьба была одним из решающих событий. Известно, что жизнь крестьян была полна разнообразными суевериями и обычаями, исключением не являлась и свадьба. Свадебный ритуал — один из наиболее сложных комплексов традиционной народной культуры. Свадьба представляла собой веселую церемонию, наполненную ритуалами и, поэтому, продолжавшуюся целую неделю.

Каждая девушка за время своего девичества (жизни в доме отца и матери) должна была овладеть рядовым ремеслом, чтобы к собственной свадьбе у нее были готовы подарки для новой семьи. Поэтому, как только девочка подрастала и была способна держать иголку в руках, она начинала готовиться к свадьбе, происходило это к годам 7- 8. С этого возраста и лет до 20 девушка ткала и вышивала подарки неизвестным ей жениху, свекру и свекрови. В результате к моменту замужества девушки были научены обрабатывать лен, прясть нити, ткать из них полотно, шить, вышивать, плести кружева. Процесс приготовления приданого занимал столько времени, потому что все приходилось делать вручную: начиная от обработки льна и заканчивая плетением кружев. Подарки от невесты, в большинстве случаев сделанные ее руками, характеризовали невесту как искусную рукодельницу.

Известен примерный состав подарков от невесты, в общей сложности их насчитывалось до 50. Свекрови невеста преподносила 12 готовых сорочек с вышивкой и рукавами, для свекра готовила домотканый матрас и полотенце, золовки получали по 2 сорочки, деверя — по полотенцу, остальные получали по мелкому дару. Свадьба того времени несколько отличалась от нынешней, тогда одаривали в основном гостей, причем подарок должен был получить каждый приглашенный.

Готовя дары своей новой родне, девушка одновременно приготовляла свое приданое. Приданое было очень важно. Оно было не только показателем умений невесты, но и составляло ее личное имущество, которое в случае развода она забирала с собой. Однако стоит сказать, что разводы в то время случались крайне редко и лишь по весомой причине. Традиционно, большую часть приданого невесты привозили в дом мужа через неделю после свадьбы — во время хлебин. Естественно, размер приданого зависел от степени обеспеченности семьи, но, тем не менее, существовали определенные традиции. Основу приданого у всех крестьян Заонежья составляли: одежда и обувь, постельные принадлежности и полотенца, бытовые вещи и орудия.

В состав приданого заонежской невесты обязательно входил скот, который впоследствии был ее собственностью. Отец невесты перегонял нетельную корову и овцу в новый дом своей дочери, причем рога коровы украшали лентами, чтобы видно было, что это часть приданого. Невеста могла увозить из родного дома прялку, ткацкий станок или даже швейную машинку. Среди постельных принадлежностей невесты обязательно должны были быть зимняя постель, приготовленная из овчины, и несколько теплых одеял.

Окончательный переход девушки в категорию замужней женщины происходил после всех свадебных праздников, когда невеста готовила баню для свекрови. Цель этого действия была не столько практическая, сколько обрядовая: после бани свекровь одевала все, что подарила ей невеста, и начиналось обсуждение с замужними женщинами мастерства молодой.

Список используемой литературы:
Кузнецова  В. П., ЛогиновК. К./ Русская свадьба Заонежья. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2001. — 327с., с.22
Калашникова  Р. Б./ Материалы к выставке «Приданое и дары заонежской невесты». — Петрозаводск



А также:
Спецпредложение
специальное предложение
Благоустроенный коттедж в 100 км. от Петрозаводска и 300 км от Санкт-Петербурга, у воды, рассчитан на 6 основных и 2 дополнительных места (3 спальни). Июнь и июль - 6000 рублей. Август - 8000 рублей.
от 8000 руб
Главная → Карелия → История → Приданое заонежской невесты