отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Вяйнемяйнен

Один из основных героев «Калевалы». Занимался земледелием, с заботой относился к сохранению семян для посева, сам изготовил себе топор, чтобы валить лес, льняные сети на рыбной ловле, лодку — в общем, мастер на все руки. Выступает также, и как знаменитый песнопевец, изготавливает кантеле из щучьей кости, затем новое — из березы. Его игра завораживает всех. Также знаменит он тем, что собрал остатки разбитой мельницы Сампо и посадил их в землю, дабы они принесли свои плоды.

Ему доступны все человеческие радости и горести, все страсти и страдания. Вот он, разбитый душевно и физически, «плачет, жалобно горюет на краю морей широких», когда не может найти дороги. Но сколько твердости, мужества и решительности проявляет он в решающие минуты борьбы со злой Лоухи! Спокойная рассудительность сочетается с юношеским озорством и живостью. Он способен увлекаться и ошибаться. Это и сближает его с читателем.

По материалам: И. И. Сюкияйнен «Поэзия труда в рунах «Калевалы» Труды юбилейной научной сессии, посвященной 100-летию полного издания «Калевалы», Птз, 1950.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Саамы. Традиционные хозяйственные занятия

Этническая картина первобытного населения на территории Карелии ясна не совсем, но ученые сходятся во мнении, что к 1 тысячелетию до нашей эры уже можно говорить о том, что это были протосаамские племена. Известно, что протосаамы проживали на всей территории Карелии и являлись предками современных саамов. В настоящее время саамы живут на территории четырех государств: Норвегии (не менее 25 тыс. человек), Швеции (17 тыс. человек), Финляндии (5,7 тыс. человек) и России (2 тыс. человек). Саамы принадлежат к европеоидной расе, лаполоидному типу. Саамский язык относят к отдельной группе уральской семьи.

Саамы — народ самобытной арктической культуры. Живя с незапамятных времен в суровых природных условиях Севера, они выработали приспособленный к ним тип хозяйства. Древнейший хозяйственно-культурный тип саамов, который в основных чертах сохранился у них до конца XIX — начала XX в., характеризуется сочетанием охоты, рыболовства и оленеводства. Оленеводство играло в жизни саамов огромную роль. Олень давал мясо для питания, шкуры для покрытия жилищ и шитья одежды, служил основным средством передвижения. Саамская система оленеводства была своеобразной и приспособленной как к природным условиям, так и к образу жизни саамов. Зимний выпас оленей, который длился со второй половины ноября по март, происходил в непосредственной близости от поселений. В начале мая начинался отел, проведение которого для саамов было важным и ответственным делом. С начала июня до октября оленей отпускали на вольный выпас. Для этого периода характерны дымокуры и изгороди. Дымокуры устраивали обычно в самое жаркое время, в период обилия комаров и оводов. Делали их из дерна, который складывали горками и поджигали. Дерн сильно дымил и отгонял насекомых от оленей. Изгородь была призвана защищать оленей от волков и препятствовать уходу телят. В октябре происходил сбор стад и передвижение их на зимние лесные пастбища. Другим основным занятием саамов издавна было рыболовство. Многочисленные, изобилующие рыбой озера и реки способствовали развитию этой отрасли хозяйства. Рыбный промысел у саамов преимущественно был женским занятием. Кроме того, саамские женщины занимались плетением наиболее распространенного орудия озерного лова — сети. Средняя длина такой сети составляла около 20 метров, а высота — 3 метра. Не могли саамы обходится и без охоты, которая традиционно была двух типов: сухопутная и морская. Морской зверобойный промысел занимал большое место в хозяйстве саамов, живших по берегам Баренцева и Белого морей. Они занимались так называемой торосовой охотой на гренландского тюленя. Охотники на лыжах шли по льдам и били тюленей из ружей с прибрежных льдов-торосов. Охота на дикого оленя шла почти круглый год. В большом количестве саамы добывали белую куропатку. Охотились также на мелкого пушного зверя.

Пища саамов издавна состояла из мяса и рыбы, мясо традиционно употребляли в зимние месяцы, а рыбу летом. К концу XIX века, когда наблюдается сокращение размеров охотного промысла, основным источником мясной пищи стало домашнее оленеводство. Мясо оленя употребляли в вареном, вяленом или замороженном виде. Вяленое мясо заготавливали впрок, мясо, завяленное на воздухе, а не на огне, считалось наиболее вкусным. В пищу употребляли всего оленя, за исключением головы и легких. Особым деликатесом считались мозги, сердце, язык, желудок и грудинка. Любили саамы и свежую оленью кровь, которую пили как лекарственное средство. Рыба составляла основу рациона саамов преимущественно летом и осенью. Ее жарили, варили, вялили, реже солили. Иногда саамы готовили рыбу «с душком», для чего предварительно зарывали ее на некоторое время в землю. Довольно распространенным пищевым продуктом у саамов издавна была сосновая заболонь. Готовили ее следующим образом: с дерева снимали кору, затем соскабливали ее внутренний белый слой — заболонь и сушили над огнем. После этого ее толкли, смешивали с ржаной мукой (ее покупали у русского населения) и употребляли в пищу. Овощи пришли в рацион саамов лишь в начале XX века, с этого времени получают распространение в основном картофель и лук. Любимым напитком саамов является чай, который они пьют несколько раз в день. Раньше особенно любили пить чай с луком, опуская его в стакан тонкими ломтиками.

Список используемой литературы:
Прибалтийско-финские народы России. — М.: Наука, 2003. — 671 с., с.39,66, 68-69, 92-94



А также:
Спецпредложение
специальное предложение
Благоустроенный коттедж в 100 км. от Петрозаводска и 300 км от Санкт-Петербурга, у воды, рассчитан на 6 основных и 2 дополнительных места (3 спальни). Июнь и июль - 6000 рублей. Август - 8000 рублей.
от 8000 руб
Главная → Карелия → История → Карелы. Традиционные хозяйственные занятия → Саамы. Традиционные хозяйственные занятия