отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Осина
Осина

Едва ли найдется дерево, отношение к которому было бы столь негативным. Она не годилась ни на строительство, ни на дрова. В самую тихую погоду листья на ней трепетали. Это привлекало внимание человека. Сложилось немало легенд и рассказов об осине. Легенды были связаны прежде всего с эпизодами христианской истории. Народная фантазия сделала осину местом постоянного обитания черта. «Осину черт колышет», — так объяснялось дрожание листьев. Осиной широко пользовались в магических целях ведьмы и колдуны. «Грешное» дерево запрещалось вносить в дом и даже сажать вблизи человеческого жилья. Также люди остерегались прятаться под осиной в грозу. По народным поверьям в грозу Господь св. Илья преследовали чертей, поэтому непременно поражали ее ударами грома. Но зло, да и вообще нечистое начало якобы заключенное в осине, с успехом обращалось против самого себя, и осина являлась наиболее действенным средством в борьбе с нечистью. Чаще всего ее использовали как обычный оберег.

Агапкина Т. О. О «чертовом» дереве — осине. \\ Россия. 1995, № 9.

Михайлов Л. Е. Осина.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Саамы. Традиционные хозяйственные занятия

Этническая картина первобытного населения на территории Карелии ясна не совсем, но ученые сходятся во мнении, что к 1 тысячелетию до нашей эры уже можно говорить о том, что это были протосаамские племена. Известно, что протосаамы проживали на всей территории Карелии и являлись предками современных саамов. В настоящее время саамы живут на территории четырех государств: Норвегии (не менее 25 тыс. человек), Швеции (17 тыс. человек), Финляндии (5,7 тыс. человек) и России (2 тыс. человек). Саамы принадлежат к европеоидной расе, лаполоидному типу. Саамский язык относят к отдельной группе уральской семьи.

Саамы — народ самобытной арктической культуры. Живя с незапамятных времен в суровых природных условиях Севера, они выработали приспособленный к ним тип хозяйства. Древнейший хозяйственно-культурный тип саамов, который в основных чертах сохранился у них до конца XIX — начала XX в., характеризуется сочетанием охоты, рыболовства и оленеводства. Оленеводство играло в жизни саамов огромную роль. Олень давал мясо для питания, шкуры для покрытия жилищ и шитья одежды, служил основным средством передвижения. Саамская система оленеводства была своеобразной и приспособленной как к природным условиям, так и к образу жизни саамов. Зимний выпас оленей, который длился со второй половины ноября по март, происходил в непосредственной близости от поселений. В начале мая начинался отел, проведение которого для саамов было важным и ответственным делом. С начала июня до октября оленей отпускали на вольный выпас. Для этого периода характерны дымокуры и изгороди. Дымокуры устраивали обычно в самое жаркое время, в период обилия комаров и оводов. Делали их из дерна, который складывали горками и поджигали. Дерн сильно дымил и отгонял насекомых от оленей. Изгородь была призвана защищать оленей от волков и препятствовать уходу телят. В октябре происходил сбор стад и передвижение их на зимние лесные пастбища. Другим основным занятием саамов издавна было рыболовство. Многочисленные, изобилующие рыбой озера и реки способствовали развитию этой отрасли хозяйства. Рыбный промысел у саамов преимущественно был женским занятием. Кроме того, саамские женщины занимались плетением наиболее распространенного орудия озерного лова — сети. Средняя длина такой сети составляла около 20 метров, а высота — 3 метра. Не могли саамы обходится и без охоты, которая традиционно была двух типов: сухопутная и морская. Морской зверобойный промысел занимал большое место в хозяйстве саамов, живших по берегам Баренцева и Белого морей. Они занимались так называемой торосовой охотой на гренландского тюленя. Охотники на лыжах шли по льдам и били тюленей из ружей с прибрежных льдов-торосов. Охота на дикого оленя шла почти круглый год. В большом количестве саамы добывали белую куропатку. Охотились также на мелкого пушного зверя.

Пища саамов издавна состояла из мяса и рыбы, мясо традиционно употребляли в зимние месяцы, а рыбу летом. К концу XIX века, когда наблюдается сокращение размеров охотного промысла, основным источником мясной пищи стало домашнее оленеводство. Мясо оленя употребляли в вареном, вяленом или замороженном виде. Вяленое мясо заготавливали впрок, мясо, завяленное на воздухе, а не на огне, считалось наиболее вкусным. В пищу употребляли всего оленя, за исключением головы и легких. Особым деликатесом считались мозги, сердце, язык, желудок и грудинка. Любили саамы и свежую оленью кровь, которую пили как лекарственное средство. Рыба составляла основу рациона саамов преимущественно летом и осенью. Ее жарили, варили, вялили, реже солили. Иногда саамы готовили рыбу «с душком», для чего предварительно зарывали ее на некоторое время в землю. Довольно распространенным пищевым продуктом у саамов издавна была сосновая заболонь. Готовили ее следующим образом: с дерева снимали кору, затем соскабливали ее внутренний белый слой — заболонь и сушили над огнем. После этого ее толкли, смешивали с ржаной мукой (ее покупали у русского населения) и употребляли в пищу. Овощи пришли в рацион саамов лишь в начале XX века, с этого времени получают распространение в основном картофель и лук. Любимым напитком саамов является чай, который они пьют несколько раз в день. Раньше особенно любили пить чай с луком, опуская его в стакан тонкими ломтиками.

Список используемой литературы:
Прибалтийско-финские народы России. — М.: Наука, 2003. — 671 с., с.39,66, 68-69, 92-94



А также:
Главная → Карелия → История → Карелы. Традиционные хозяйственные занятия → Саамы. Традиционные хозяйственные занятия