отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Лось

Внешний вид лося имеет некоторые отличия: туловище и шея у него короткие, холка высокая. Ноги сильно вытянутые, поэтому, чтобы напиться, лось вынужден заходить глубоко в воду или становиться на колени передних ног. Голова крупная, горбоносая, с нависающей мясистой верхней губой. Под горлом мягкий кожистый вырост, достигающий 25-40 см. Шерсть грубая, буровато-черная; ноги светло-серые, почти белые. Лось — охотничье промысловое животное. Предпринимались попытки одомашнить и использовать лосей как ездовое и молочное животное, однако попытки оказались тщетными.
Как объект религиозно-мифологической системы, образ лося появляется, видимо, начиная с неолита в северной части Старого и Нового света. Ритуал охоты на лося, его убийство, разделка туши с соблюдением определенного порядка и правил, пиршество, «кормление» духа, обмазывание губ свежей кровью, церемония захоронения глаз и костей лося, «поднимание костей» на особый помост и т. п., как и обычай передачи убитого лося в дар чужому роду, позволяют говорить о лосе как объекте шаманского культа. 
Интересно заметить, что образ лося и в религиозно-мифологических представлениях, и в ритуале часто дублируется образом оленя.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Обряд строительства дома

Строительство дома с самого начального этапа для древних жителей Карелии было действием священным. Ведь дом в представлениях крестьянина — это не просто его жилище, это его мир, его вселенная. Поэтому, опасаясь за здоровье и жизнь домочадцев, русские мастера при строительстве дома совершали все возможные заклинательные действия, направленные против сил зла.

Прежде всего, необходимо было выбрать особые деревья для строительства, да такие, чтобы не относились к разряду «буйных» или «стоеросовых». Считалось, что если такое дерево попадет между двумя бревнами стены избы, то разрушит все строение и хозяева погибнут. Нельзя было для строительства дома использовать священные деревья. К таким относились деревья, растущие на месте сгоревшей церкви или часовни, на могиле или очень старые деревья. Существовал запрет на использование деревьев, выращенных человеком. Несоблюдение подобных запретов согласно мировоззрению людей, непременно приводили к смерти и болезням домочадцев.

Выбор места для строительства дома также имел большое значение. Нельзя было обустраивать место, где калечились люди, где проходила дорога, где раньше стояла баня или сгорел дом. Счастливым считалось то место, куда ложился рогатый скот.

Непременным условием начала строительства было освящение места нового дома. После этого под углы первого венца бревен клали с магической целью клочок шерсти для тепла, горсть зерна или деньги для богатства, ладан или воск для святости. Вместе с тем, во все время сооружения бревенчатого сруба внутри него должно было находиться молодое деревце с иконкой на нем.

Особыми обрядовыми действиями сопровождалось укрепление матицы — основы всей конструкции верха жилища, на которую настилался потолок: к ней привязывали вывернутый мехом наружу полушубок и каравай хлеба.

После завершения постройки устраивался пир. Кроме того, своеобразные пиры устраивались и по окончании каждого этапа строительства. Особо почитались печники, им полагалось богатое угощение после установки печи и трубы. Крестьяне тогда верили, что печник мог назло скупым хозяевам положить в трубу бутылку или перо, которые при сильном ветре «завывают» в трубе. Плотники также наделялись сверхъестественными способностями. Поэтому, нанимая артель плотников, хозяева старались во всем угодить строителям.

Вселение также сопровождалось многочисленными обрядовыми действиями: вселяться лучше всего было в полнолуние. Счастливыми днями для новоселья считались двунадесятые праздники, а особенно Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Рождество Богородицы, Сретение, Благовещение, Вознесение Господня и другие.

В Карелии был свой обряд, связанный с вселением в новый дом. В первую очередь в дом вносили икону, квашню, каравай хлеба с солью, а хозяйка в подоле несла петуха. При входе в дом хозяйка становилась лицом к двери и бросала петуха, если петух в воздухе кукарекнет, то в новом доме жизнь будет хорошая. Традиционно в новую избу переносили домового из старого дома. Обычно домового переносили в горшке с углями из старой печи, и, придя в новое жилище, пересыпали в печь.

Список используемой литературы:
Рыбаков Б. А. / Язычество Древней Руси. —  М.: Наука, 1988. —  781с., с. 466
Тароева Р. Ф. / Материальная культура карел. — М-Л.: Наука, 1965. —  230с., с. 96



А также:
Спецпредложение
специальное предложение
Благоустроенный коттедж в 100 км. от Петрозаводска и 300 км от Санкт-Петербурга, у воды, рассчитан на 6 основных и 2 дополнительных места (3 спальни). Июнь и июль - 6000 рублей. Август - 8000 рублей.
от 8000 руб
Главная → Карелия → История → Обряд строительства дома