отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Петроглифы
Петроглифы

Во всем мире памятники наскального искусства — явлние национальной гордости, одна из наибольших драгоценностей той или иной державы. Памятники наскального искусства как редчайшие и более ценные раритеты ежегодно являются целью паломничества миллионов туристов всего мира. Популярность данного вида туризма растет, поскольку не удалось найти других более древних памятников монументального искусства. Петроглифы — это древние наскальные изображения, творения художников каменного века, для которых полотном служили прибрежные скалы, а кистью — кремневое долото. Особенно много петроглифов обнаружено на мысе Бесов Нос. Звери, птицы, рыбы, человечки — чего здесь только нет, причем реальные изображения сменяются фантастическими. Древний художник проявил исключительную изобретательность, не зная законов физики добился эффекта катафота (отражения). Территория наскальных изображений тянется на протяжении 20 км, от устья Водлы до устья реки Черной.
В настоящее время резко обозначилась проблема сохранения памятника древности, расположенного под открытым небом. В 2002 году петроглифы побережья Онежского озера были внесены Всемирным фондом памятников в число 100 памятников мирового значения подверженных опасности разрушения.

По материалам: Журавлев  А. П. «Бес на скалах Онежского озера». «В мире онежских петроглифов»
С. Ефремов «Прионежский уезд», 15 мая. «Вестник карельского краеведческого музея, сборник научных трудов», вып. 3., 1995.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Карелия в цвете в начале ХХ века.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский – российский фотограф и исследователь начала ХХ века. Он в 1905-1916 годах создал «Коллекцию достопримечательностей России в натуральных цветах». Это было уникальное собрание цветных фотографий из различных уголков Российской Империи. И в эту коллекцию попала и территория Карелии, став местом, куда фотограф совершил свою последнюю поездку.

Как же в начале ХХ века Прокудин-Горский смог сделать цветные фотографии объектов? Он снимал по особой технологии. Использовал для сьемок камеру, в которой происходила фиксация объекта на стеклянной пластине. При этом на пластине фиксировалось три изображения этого самого объекта, сделанных через разные светофильтры: синий, зеленый и красный. Таким образом, каждый черно-белый негатив являлся тройным. Всего фотографом было отснято около 3500 таких тройных негативов.
Цветным изображение становилось путем наложения этих трех кадров друг на друга. Такая техника получила название «техника тройной фотографии» и получила широкое распространение в конце XIX – начале ХХ века.
В начале 1900–х годов Прокудин-Горский разработал и представил на рассмотрение царя Николая II план: проведение фотообзора Российской Империи. Император выказал свою поддержку, и в период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году, Прокудин-Горский, путешествуя в специально оборудованном железнодорожном вагоне, который предоставило ему Министерство путей сообщения, провел обзор одиннадцати регионов страны.
Летом 1916 года состоялась последняя фотоэкспедиция Прокудина-Горского (а до этого он сумел объездить достаточно большую часть территорий России) по Мурманской железной дороге и на Соловецкие острова. Эта последняя крупная работа была выполнена им уже в годы Первой Мировой войны. Фотограф проехал по Олонецкой дороге (до Петрозаводска) и части Мурманской дороги (от Петрозаводска до Кеми), а также посетил Соловецкий архипелаг. Экспедиция была государственным заказом, поэтому Прокудин-Горский не отклонялся от заданного маршрута (вдоль железной дороги) и подробно не фотографировал достопримечательности русского Севера. Но несмотря на жесткие рамки, в которых оказался фотохудожник, в той части его коллекции, которая относится к Карелии, есть много ценных изображений и архитектурных, и природных памятников. Например, храмы Петрозаводска, в последствии разрушенные новой властью в 20-е – 30-е годы ХХ века: Петропавловская церковь, Воскресенский собор и кафедральный собор Святого духа. Или водопады на реке Суна, которые он сумел в последний раз запечатлеть в их былом великолепии: Кивач, Гирвас и Пор-Порог (в советское время Кивач утратил свою прежнюю мощь из-за строительства плотины на реке, а Пор-Порог и Гирвас практически перестали существовать).
Сегодня 1902 тройных черно-белых негатива из коллекции С. М. Прокудина-Горского хранятся в Библиотеке Конгресса США.
* В "Фотогалерее" представлены фотографии, сделанные С. М. Прокудиным-Горским во время путешествия по Мурманской железной дороге.
  
Кузнецова Наталья
фотогалерея
  • Вид Петрозаводска
  • Александровский завод
  • Воскресенский собор в Петрозаводске
  • Петропавловская церковь в Петрозаводске
  • Святодуховский собор в Петрозаводске
  • Место, где находился дворец Петра I в Петрозаводске
  • Водопад Кивач
  • Водопад Кивач
  • Водопад Гирвас (не сохранился в цветном варианте)
  • Водопад Пор-Порог
  • Водопад Пор-Порог
  • Пристань в деревне Кондопога
  • Вид на село Кяппесельга
  • Вешалка для сушки сена
  • Земское училище в Кяппесельге
  • Село Илемсельга
  • Река Суна
  • Река Суна
  • Лесопилка у станции Медвежья Гора
  • Медвежья Гора


А также:
Главная → Карелия → История → Карелия в цвете в начале ХХ века.