отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Карсикко
Карсикко

Обычай финно-угорских народов особым образом обрубать сучья на хвойном дереве или вырезать в коре деревьев различные знаки, распространенный от северных границ Скандинавии на западе до Приуралья на востоке. Название этого ритуала просисходит от финского слова “karsia” — «обрубать (ветки, сучья), выкорчевывать, отделять». Карсикко проводили в связи с какими-то важными событиями в жизни родовой общины или отдельного человека: рождением ребенка, похоронами, приходом на новое место охоты или рыболовства. В Карелии, Архангельской и Вологодской областях известны также случаи, когда зарубки на дереве делались уходящими на войну рекрутами. После вырубания карсикко за состоянием дерева внимательно следили: его рост и здоровье трактовались как благоприятный знак, а увядание, засыхание вызывали тревогу.

Способ и место обрубания ветвей и вырезания знаков зависел от того события, ради которого делалось карсикко. Еще столетие назад карельские старцы по расположению вырубок на сосне или ели могли определить, какие обстоятельства в жизни человека послужили поводом к вырубке. Иногда ветви отсекались в нижней части ствола, иногда в верхней, встречаются деревья, у которых обрублены все ветви кроме верхушки или отдельной боковой ветки.

Предназначение карсикко — обозначать границы упорядоченного человеком пространства (которое, по поверьям, находится под защитой умерших предков) и внешнего мира, где властвую силы стихий. Также этот обычай рассматривают как принесение жертвы духам-хозяевам местности.

По материалам: Конка А. Панозеро: сердце беломорской Карелии. Juminekko, ПГУ, 2003 г..

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Карелия в цвете в начале ХХ века.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский – российский фотограф и исследователь начала ХХ века. Он в 1905-1916 годах создал «Коллекцию достопримечательностей России в натуральных цветах». Это было уникальное собрание цветных фотографий из различных уголков Российской Империи. И в эту коллекцию попала и территория Карелии, став местом, куда фотограф совершил свою последнюю поездку.

Как же в начале ХХ века Прокудин-Горский смог сделать цветные фотографии объектов? Он снимал по особой технологии. Использовал для сьемок камеру, в которой происходила фиксация объекта на стеклянной пластине. При этом на пластине фиксировалось три изображения этого самого объекта, сделанных через разные светофильтры: синий, зеленый и красный. Таким образом, каждый черно-белый негатив являлся тройным. Всего фотографом было отснято около 3500 таких тройных негативов.
Цветным изображение становилось путем наложения этих трех кадров друг на друга. Такая техника получила название «техника тройной фотографии» и получила широкое распространение в конце XIX – начале ХХ века.
В начале 1900–х годов Прокудин-Горский разработал и представил на рассмотрение царя Николая II план: проведение фотообзора Российской Империи. Император выказал свою поддержку, и в период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году, Прокудин-Горский, путешествуя в специально оборудованном железнодорожном вагоне, который предоставило ему Министерство путей сообщения, провел обзор одиннадцати регионов страны.
Летом 1916 года состоялась последняя фотоэкспедиция Прокудина-Горского (а до этого он сумел объездить достаточно большую часть территорий России) по Мурманской железной дороге и на Соловецкие острова. Эта последняя крупная работа была выполнена им уже в годы Первой Мировой войны. Фотограф проехал по Олонецкой дороге (до Петрозаводска) и части Мурманской дороги (от Петрозаводска до Кеми), а также посетил Соловецкий архипелаг. Экспедиция была государственным заказом, поэтому Прокудин-Горский не отклонялся от заданного маршрута (вдоль железной дороги) и подробно не фотографировал достопримечательности русского Севера. Но несмотря на жесткие рамки, в которых оказался фотохудожник, в той части его коллекции, которая относится к Карелии, есть много ценных изображений и архитектурных, и природных памятников. Например, храмы Петрозаводска, в последствии разрушенные новой властью в 20-е – 30-е годы ХХ века: Петропавловская церковь, Воскресенский собор и кафедральный собор Святого духа. Или водопады на реке Суна, которые он сумел в последний раз запечатлеть в их былом великолепии: Кивач, Гирвас и Пор-Порог (в советское время Кивач утратил свою прежнюю мощь из-за строительства плотины на реке, а Пор-Порог и Гирвас практически перестали существовать).
Сегодня 1902 тройных черно-белых негатива из коллекции С. М. Прокудина-Горского хранятся в Библиотеке Конгресса США.
* В "Фотогалерее" представлены фотографии, сделанные С. М. Прокудиным-Горским во время путешествия по Мурманской железной дороге.
  
Кузнецова Наталья
фотогалерея
  • Вид Петрозаводска
  • Александровский завод
  • Воскресенский собор в Петрозаводске
  • Петропавловская церковь в Петрозаводске
  • Святодуховский собор в Петрозаводске
  • Место, где находился дворец Петра I в Петрозаводске
  • Водопад Кивач
  • Водопад Кивач
  • Водопад Гирвас (не сохранился в цветном варианте)
  • Водопад Пор-Порог
  • Водопад Пор-Порог
  • Пристань в деревне Кондопога
  • Вид на село Кяппесельга
  • Вешалка для сушки сена
  • Земское училище в Кяппесельге
  • Село Илемсельга
  • Река Суна
  • Река Суна
  • Лесопилка у станции Медвежья Гора
  • Медвежья Гора


А также:
Главная → Карелия → История → Карелия в цвете в начале ХХ века.