отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Мельница Сампо
Мельница Сампо

Мельница-самомолка, которую выковал Илмаринен, один из главных героев «Калевалы». Существует 2 варианта истории о Сампо: северно-карелький и приладожско-карельский. Первый был использован Э. Леннротом для создания своей версии Сампо в «Калевале». Оказавшись в беспомощном положении в море, гонимый ветром и волнами Вяйнямейнен попадает в чужой край, где его подбирает хозяйка Похъялы и выручает из беды. Но Вяйнемейнен не хочет оставаться на чужбине, просит, чтобы его доставили домой. Хозяйка Похъялы требует изготовить ей за это Сампо и обещает в награду выдать за него свою дочь. Вяйнямейнен либо сам изготовляет Сампо, либо присылает взамен кузнеца Илмаринена. Изготовитель Сампо получает обещанную невесту. Хозяйка Похъялы прячет Сампо в Каменной горе. Сампо похищается либо непосредственно по изготовлении, либо позднее, специально организованной в Похъялу «экспедицией».Если похищение происходит непосредственно по изготовлении сампо, то вместе с ним обычно похищается и невеста. Когда хозяйка Похъелы обнаруживает пропажу, она устраивает погоню. На море разгорается битва, во время которой Сампо разбивается на куски, часть из которых тонет в море, а часть попадает на землю, часть хозяйка уносит к себе. От кусков Сампо море становиться богатым, земля получает плодородие, растения — силу роста… С наличием Сампо всегда связывается идея благополучия, зажиточного рода, обладание «посевом», «пашней», «силой»…Образ Сампо формируется на основе мифологических представлений о происхождении культурных благ. Сампо и есть одно из культурных благ, их своеобразное обобщение.

По материалам: Э. С. Киуру «Миф о Сампо»// «Калевала» — памятник мировой культуры«, Птз, 1986.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Осударева дорога

В 1700 году началась длительная война России со Швецией за выход к Балтийскому морю, который открыл бы перед императором Петром I множество возможностей. После того, как Петр в начале войны потерпел поражение от шведов, он понял, что необходимо построить водно-сухопутный путь из Белого моря в Онежское озеро. Именно этот путь протяженностью 260 километров, который сам император с двумя гвардейскими полками преодолел за восемь дней (если верить легенде), получил впоследствии название Осударева дорога. Кроме того, если верить источникам, солдаты волоком тащили за собой два фрегата и 150 пушек, благодаря вовремя переброшенным судам и пушкам, Петр одержал окончательную победу над шведами.

Дорога строилась под руководством сержанта Михаила Щепотева и силами пяти тысяч крестьян из близлежащих деревень Нюхчи, Сумского Посада, Кеми, Повенца и других. Источники свидетельствуют, что строительство велось без использования каких-либо карт, лишь ранее существовавшие участки дорог и троп местных крестьян, солепромышленников и Соловецких богомольцев служили ориентирами для строителей. Петр поставил перед крестьянами казалось бы недостижимую задачу: проложить волок там, где раньше лишь бегал олень, да пробирался медведь. Условия работы были невыносимы, нередко путь приходилось прокладывать через лесные чащи и непроходимые болота. Весь путь представлял собой ровный настил из уложенных одно к другому бревен, жители уверяют, что под каждым бревном лежит по одному рабочему. Вещественным доказательством существования Осударевой дороги является найденный фрагмент гати в районе реки Нюхча.

На протяжении Осударевой дороги есть несколько мест где, согласно легенде, появлялся сам император Петр. Например, так называемый «Государев ключ» представляет собой искусственную насыпь диаметром 5 метров и высотой 1,5 метра. Расположенный на крутом берегу реки Нюхча, ключ стал местом одной из стоянок Петра I в 1702 году. Несколько поодаль располагается Щепотина гора, названная так местным населением в память о наказании Петром строителя Осударевой дороги. На этом месте император по одной версии высек, а по другой — казнил Щепотева за несправедливое отношение к солдатам.

Через несколько десятилетий после легендарного похода Петра этот путь перестают использовать даже местные крестьяне. К середине XVIII века он постепенно приходит в негодность, дорожное полотно зарастает лесом и кустарником, рушатся мосты. Сейчас возрождается интерес к периоду истории нашего края, связанному с именем императора Петра и до сих пор условия строительства Осударевой дороги и преодоление ее за восемь ходовых дней поражают сознание и представляют исторический парадокс.

По материалам:
Данков М. Загадки Осударевой дороги// Север 1996 № 7
Серков Д. Осударева дорога// Курьер Карелии 9.12.2004

Ссылки по теме:
Статья по результатам экспедиции «Осударева дорога», 2006 год.



А также:
Главная → Карелия → История → Осударева дорога