отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Северный олень

Этого довольно крупного зверя можно встретить в карельских лесах. Олени достигают размеров от 1,7 м до 2,2 м в длину; высота в холке составляет 100—140 см. Вес оленя может колебаться от 120 до 190 кг. Рога у этого животного не похожи на лосиные: они имеют основной ствол и ветви с добавочными остриями, причем у самцов рога больше, чем у самок. Сбрасывают рога самцы оленя в сентябре, а самки — после отела.

Приземистое плотное туловище северного оленя покрыто мехом кофейно-бурого окраса, причем мех, который олени носят зимой, отличается от летнего. Летом мех короче и реже, зимой — гуще, толще и длиннее, с теплым подшерстком. На горле оленя мех образует большую, свисающую гриву.

По образу жизни олени похожи на лосей. Летом они ходят небольшими группами от 2 до 5 особей (как правило, это самки с телятами), а зимой собираются в стада численностью по 5—15 голов. Однако встречаются и более крупные собрания оленей — до 100 особей. Питается олень сочным травянистым кормом, растущим по берегам водоемов (летом), а зимой ощипывают лишайники, выкапывают из-под снега ягель и сохранившиеся побеги зеленых растений.

Гон у оленей проходит в октябре. Как правило, в марте самки рожают одного—двух оленят, которые сосут мать до осени. Половой зрелости олени достигают на втором году жизни, а общая продолжительность их жизни составляет до 25 лет.

В последнее время популяция дикого северного оленя в Карелии сильно сократилась. Это связано с индустриализацией, исчезновением лесов, а также с нелицензированной охотой на этих животных. Страдают оленьи стада и от волков.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Обряд строительства дома

Строительство дома с самого начального этапа для древних жителей Карелии было действием священным. Ведь дом в представлениях крестьянина — это не просто его жилище, это его мир, его вселенная. Поэтому, опасаясь за здоровье и жизнь домочадцев, русские мастера при строительстве дома совершали все возможные заклинательные действия, направленные против сил зла.

Прежде всего, необходимо было выбрать особые деревья для строительства, да такие, чтобы не относились к разряду «буйных» или «стоеросовых». Считалось, что если такое дерево попадет между двумя бревнами стены избы, то разрушит все строение и хозяева погибнут. Нельзя было для строительства дома использовать священные деревья. К таким относились деревья, растущие на месте сгоревшей церкви или часовни, на могиле или очень старые деревья. Существовал запрет на использование деревьев, выращенных человеком. Несоблюдение подобных запретов согласно мировоззрению людей, непременно приводили к смерти и болезням домочадцев.

Выбор места для строительства дома также имел большое значение. Нельзя было обустраивать место, где калечились люди, где проходила дорога, где раньше стояла баня или сгорел дом. Счастливым считалось то место, куда ложился рогатый скот.

Непременным условием начала строительства было освящение места нового дома. После этого под углы первого венца бревен клали с магической целью клочок шерсти для тепла, горсть зерна или деньги для богатства, ладан или воск для святости. Вместе с тем, во все время сооружения бревенчатого сруба внутри него должно было находиться молодое деревце с иконкой на нем.

Особыми обрядовыми действиями сопровождалось укрепление матицы — основы всей конструкции верха жилища, на которую настилался потолок: к ней привязывали вывернутый мехом наружу полушубок и каравай хлеба.

После завершения постройки устраивался пир. Кроме того, своеобразные пиры устраивались и по окончании каждого этапа строительства. Особо почитались печники, им полагалось богатое угощение после установки печи и трубы. Крестьяне тогда верили, что печник мог назло скупым хозяевам положить в трубу бутылку или перо, которые при сильном ветре «завывают» в трубе. Плотники также наделялись сверхъестественными способностями. Поэтому, нанимая артель плотников, хозяева старались во всем угодить строителям.

Вселение также сопровождалось многочисленными обрядовыми действиями: вселяться лучше всего было в полнолуние. Счастливыми днями для новоселья считались двунадесятые праздники, а особенно Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Рождество Богородицы, Сретение, Благовещение, Вознесение Господня и другие.

В Карелии был свой обряд, связанный с вселением в новый дом. В первую очередь в дом вносили икону, квашню, каравай хлеба с солью, а хозяйка в подоле несла петуха. При входе в дом хозяйка становилась лицом к двери и бросала петуха, если петух в воздухе кукарекнет, то в новом доме жизнь будет хорошая. Традиционно в новую избу переносили домового из старого дома. Обычно домового переносили в горшке с углями из старой печи, и, придя в новое жилище, пересыпали в печь.

Список используемой литературы:
Рыбаков Б. А. / Язычество Древней Руси. —  М.: Наука, 1988. —  781с., с. 466
Тароева Р. Ф. / Материальная культура карел. — М-Л.: Наука, 1965. —  230с., с. 96



А также:
Главная → Карелия → История → Обряд строительства дома