отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Карельская береза
Карельская береза

Это уникальное растение, которое называют не иначе как жемчужиной Карелии. На самом деле это особая форма березы. Ствол дерева имеет массу утолщений, «под корой древесина карельской березы не гладкая, как у обычной, а состоит из целого ряда складочек и углублений, бугорков и впадинок».

Древесина у карельской березы тоже необычная. «На отшлифованном спиле хорошо видны темно-коричневые или бурые полоски, штрихи, завитки, создающие неповторимые рисунки». Из карельской березы изготовляются сувениры, предметы интерьера, украшения.

По материалам: Бабакова Т. А., Момотова А. П./ Младшим школьникам о природе Карелии: Книга для чтения. — Петрозаводск: Карелия, 1988. —  213с., с. 46

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Осударева дорога

В 1700 году началась длительная война России со Швецией за выход к Балтийскому морю, который открыл бы перед императором Петром I множество возможностей. После того, как Петр в начале войны потерпел поражение от шведов, он понял, что необходимо построить водно-сухопутный путь из Белого моря в Онежское озеро. Именно этот путь протяженностью 260 километров, который сам император с двумя гвардейскими полками преодолел за восемь дней (если верить легенде), получил впоследствии название Осударева дорога. Кроме того, если верить источникам, солдаты волоком тащили за собой два фрегата и 150 пушек, благодаря вовремя переброшенным судам и пушкам, Петр одержал окончательную победу над шведами.

Дорога строилась под руководством сержанта Михаила Щепотева и силами пяти тысяч крестьян из близлежащих деревень Нюхчи, Сумского Посада, Кеми, Повенца и других. Источники свидетельствуют, что строительство велось без использования каких-либо карт, лишь ранее существовавшие участки дорог и троп местных крестьян, солепромышленников и Соловецких богомольцев служили ориентирами для строителей. Петр поставил перед крестьянами казалось бы недостижимую задачу: проложить волок там, где раньше лишь бегал олень, да пробирался медведь. Условия работы были невыносимы, нередко путь приходилось прокладывать через лесные чащи и непроходимые болота. Весь путь представлял собой ровный настил из уложенных одно к другому бревен, жители уверяют, что под каждым бревном лежит по одному рабочему. Вещественным доказательством существования Осударевой дороги является найденный фрагмент гати в районе реки Нюхча.

На протяжении Осударевой дороги есть несколько мест где, согласно легенде, появлялся сам император Петр. Например, так называемый «Государев ключ» представляет собой искусственную насыпь диаметром 5 метров и высотой 1,5 метра. Расположенный на крутом берегу реки Нюхча, ключ стал местом одной из стоянок Петра I в 1702 году. Несколько поодаль располагается Щепотина гора, названная так местным населением в память о наказании Петром строителя Осударевой дороги. На этом месте император по одной версии высек, а по другой — казнил Щепотева за несправедливое отношение к солдатам.

Через несколько десятилетий после легендарного похода Петра этот путь перестают использовать даже местные крестьяне. К середине XVIII века он постепенно приходит в негодность, дорожное полотно зарастает лесом и кустарником, рушатся мосты. Сейчас возрождается интерес к периоду истории нашего края, связанному с именем императора Петра и до сих пор условия строительства Осударевой дороги и преодоление ее за восемь ходовых дней поражают сознание и представляют исторический парадокс.

По материалам:
Данков М. Загадки Осударевой дороги// Север 1996 № 7
Серков Д. Осударева дорога// Курьер Карелии 9.12.2004

Ссылки по теме:
Статья по результатам экспедиции «Осударева дорога», 2006 год.



А также:
Главная → Карелия → История → Осударева дорога