отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Сейды
Сейды

Сейды — это древние священные камни саамов, племени, проживающего на территории Карелии еще с 1-го тысячелетия до нашей эры. Саамы — древний народ, обладающий традициями и обычаями, уходящими в глубину веков. Для традиционной культуры этого народа было характерно обожествление неживых предметов, наделение их сверхъестественными качествами и поклонение силам природы. Особое распространение получил культ поклонения священным камням — сейдам.

Cаамы считали, что в таких камнях живут духи. Саамский народ верил, что их колдуны не умирали, а уходили в тайгу или тундру и превращались там в камни. Согласно саамским верованиям сейды покровительствовали домашнему очагу, помогали людям в рыбной ловле и на охоте. Поэтому сейды традиционно ставили на высоких берегах и островах так, чтобы их было видно издалека. Нередко можно встретить сейды в виде человекоподобной фигуры или стилизованного изображения человеческого лица. Иногда сейды поставлены на «ножки» в виде 3-4-х маленьких камней. Почитали священные камни по — разному: их одаривали, кормили, иногда совершали жертвоприношения.

По материалам: Мулло И. М. Памятники и памятные места Карелии. — Петрозаводск: Карелия, 1971. —  147с., с. 86

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Статьи и обзоры

Осударева дорога

История

В октябре 1702 года по «новопостроенному» пути был осуществлен переброс армии Петра Великого со 150 пушками и волок двух фрегатов от Вардегорского мыса на Белом море до Онежского озера. Небывалый марш предшествовал взятию шведской крепости Нотебург (Орешек). Это была первая победа русских в Северной войне, благодаря которой Россия стала контролировать выход в Балтийское море и впервые заявила о себе как о мощном европейском государстве, а позже — как о морской державе. Так что чтобы добраться до «окна в Европу» пришлось сначала прорубить дорогу среди карельской тайги и болот. Сроки строительства «Осударевой дороги» не имеют аналогов в мировой и отечественной истории инженерного дела. В безлюдной местности волок был организован менее чем за 20 суток. Расстояние в 300 верст русская армия и царская свита преодолели за 8 дней.  

Одним из первых в середине 90-х взялся за исследование этой темы карельский историк Михаил Данков. С тех пор вокруг «Осударевой дороги» не утихают споры — существовал ли в действительности этот путь или это всего лишь легенда, в которую охотно уверовали местные жители и любители красивых историй. 

В результате своих изысканий М. Данков обнаружил остатки старинной гати предположительно Перовских времен в районе деревни Нюхча, несколько «придорожных туров», сооруженных из валунов и напоминающих верстовые знаки. Кроме того, исследователи отметили места временных стоянок гвардейцев — так называемые «ямы» (ямом называли в старину место смены лошадей в пути). Эти находки, вроде бы подтверждают существование «Осударевой дороги», но неопровержимых доказательств ни на местности, ни в исторических документах пока не обнаружено.

Отдых для героев

В 2004 году по маршруту «Осударевой дороги» была организована первая внедорожная экспедиция. Организаторы, туркомпания RussiaDiscovery, тогда решили провести эксперимент — возможно ли на современных полноприводных автомобилях пройти этот же путь сейчас? В результате путешественники сделали вывод, что реальность истории об «Осударевой дороге» маловероятна. Чтобы перебросить войска и фрегаты за столь короткий срок, не имея никаких специальных технологий, необходимо было двигаться со средней скоростью более одного километра в час круглосуточно. Тогда как специально подготовленные внедорожники участников экспедиции передвигались со скоростью 5-10 км/час, а на самых сложных участках буквально ползли.

Если тогда путешественники были движимы любопытством, то в этом году в карельские леса их потянула жажда приключений — на этот раз решили пойти по маршруту в обратном направлении: от деревни Повенец до Вардегорского мыса. Вообще, эта экспедиция становится большим проектом «альтернативного отдыха». Люди, пресытившиеся морскими курортами и ленивыми отелями, где все включено (представители индустрии активного туризма называют такой отдых «матрасным»), хотят приключений и находят их в авантюрах вроде «Осударевой дороги». Признаться, сначала такие вкусы вызывали у меня недоумение. Что же это за отдых такой, когда в октябре приходится ночевать в палатках, ехать на своей «родной» машине по непролазной грязи, застревать в ней же и копаться несколько часов, вызволяя автомобиль из болота с той только целью, чтобы через несколько минут застрять в следующей трясине!?

Все встает на свои места, когда наблюдаешь поведение людей при преодолении первого же препятствия. Каждый участник ситуации вдруг становится особенным, незнакомые люди начинают звать друг друга на «ты» и действовать как команда. Видимо, за этим и едут в подобные авантюрные путешествия — не хватает нам геройства в повседневной жизни. Вот и приходится создавать себе трудности, чтобы потом их с триумфом преодолевать.

На маршруте «Осударевой дороги» препятствий и преодолений, слава Богу, было в достатке. Бывалые джиперы оценили трассу как «достойную» — есть, мол, с чем побороться.

Вообще-то глядя на то, что называлось в тех местах дорогами, а особенно на болота и чащи, которые начинаются прямо от края этой самой «дороги» и простираются в бесконечность, понимаешь, что проложить торный путь в этих местах — это трудовой подвиг даже сейчас, не говоря уже о петровских временах.

 А красота вокруг — неописуемая! Пожалуй, октябрь в Карелии — самая красивая пора. Леса «горят» яркими красками: сосны и елки — ярко-зеленые, березы с осинами — желтые, а болота — красные. Грибы растут прямо на дороге в несметном количестве. Причем, только благородные. Из-за этих самых грибов на второй день пути вся экспедиция оказалась под угрозой срыва. Московские и питерские джиперы, которые никогда в жизни не видели такого изобилия, предались «тихой охоте» прямо по ходу движения колонны. Как на грех, лесные сокровища красовались прямо под колесами машин и не оставляли возможности проехать мимо. Благо почти все машины колонны вскоре ломились от грибов, и тогда участники экспедиции, пресытившись, смогли вспомнить о своей цели. В результате этого «грибного безумия» путь, на который было запланировано потратить около четырех часов, занял вдвое больше времени, и пришлось оперативно менять маршрут. Оказалось, такая ситуация вполне нормальна. Вечером ее устало комментировал инструктор Константин Кушнир: 

— В экспедициях есть три засады: офф-роуд, грибы и ягоды.

Засада в виде офф-роуда ожидала нас впереди. Оказалось, все, что было в первые дни пути — «цветочки».

На четвертый день экспедиции был запланирован самый сложный участок — от реки Руйга, где мы разбили лагерь, до Вардегорского мыса. Для начала надо было восстановить разрушенный мост через реку. После завтрака группа энтузиастов бросилась валить деревья и укреплять ими хлипкое сооружение. Спустя пару часов речку можно было вполне безопасно форсировать. На финальный бросок отважились только три машины: «начиненная» различными внедорожными «примочками» Mitsubishi L200, организаторские УАЗ Хантер и ГАЗ 66 (в народе — Шишига), и, конечно, квадроциклы, проходимость которых и не снилась самому передовому внедорожнику.

Сомневаясь в качестве укрепленного моста, Шишигу решили пустить в брод. Чтобы понять, что такое страх, надо оказаться внутри этого чудо-агрегата при прохождении такого брода! Машина сползает вниз, окуная кабину в воду. Из кабины уровень воды кажется выше, чем есть на самом деле. Колеса подпрыгивают на неровностях дна — пассажир внутри кабины подпрыгивает еще больше. А впереди противоположный берег, еще более крутой, чем тот, что остался за нами. Чтобы взобраться на него, надо разогнаться. Шишига скачет по дну, больше чем на высоту колеса погрузившись в воду, запрыгивает передними колесами на берег и сильно накреняется. «Переворачивается что ли…», — спокойно произносит водитель Денис и давит на газ. Взревев, машина подпрыгивает и буквально вылетает на дорогу и замирает. Денис победоносно выглядывает из окна на изумленную публику, а я в смиренном молчании думаю о том, как хороша жизнь. С этих пор Шишига стала главной героиней наших похождений этого дня.

Сразу после того, как остальные машины и квадроциклы переправились через реку по «новопостроенному» мосту, мы поняли, во что ввязались. Метров через 20 оба джипа уже «сидели» в огромной луже. А впереди из таких луж состояла практически вся дорога. Движением то, что тогда происходило, назвать сложно. Джипы выдергивались из трясины попеременно то лебедками, то ГАЗ 66-ым. Через пару часов такого перемещения было решено разделиться: легковые машины пустить по целине через лес в надежде, что там можно найти более твердый грунт, а Шишигу — по дороге, поскольку габариты не позволяли ей идти лесом. Квадроциклы к тому времени давно уже ушли вперед — для них та грязь, в которой вязли джипы, не была препятствием. Встретились мы в устье Руйги на берегу. Место здесь фантастическое: кажется, будто попал в страну чудес. Широкая и спокойная река цвета чая (в тех местах реки коричневые — из-за торфа), берег которой представляет собой гигантский камень. Гладкая каменная платформа, уходящая в воду, по размеру как волейбольная площадка. Прямо на камне стоит маленькая тоня — рыбацкая избушка. На подъезде нас встретили хозяева — два брата-рыбака, оба пьяненькие. Говорил старший: 

—  А мне брат-то сказал, что машину видел… Я подумал, он пьяный. Ну откуда здесь машине взяться? Здесь же проехать нельзя.

«Ну уж, так и не проехать», — гордо заявили мы и направились дальше — к Белому морю. До берега оставалось несколько километров.

Берегом морю служило болото. Мы поняли, что проехать по нему нереально, когда все три машины были почти в самой его середине. УАЗик и L200 быстро выбрались и нашли твердый путь к воде. А вот тяжелая Шишига, как только остановилась, тут же стала погружаться в трясину. Вокруг ни одного дерева — зацепить лебедку не за что. Решили соединить тросом L200 и УАЗ, закопав их колесами в болото, и закрепить лебедку за них.

Штурманом в Шишиге в этот день была девушка Лена — сотрудница RussiaDiscovery. И вот прекрасная картина: водители джипов стоят и совещаются, как все получше устроить, Лена, перекинув через плечо трос, разматывает лебедку «Шестьдесят шестого». Денис высовывается в окошко и кричит: 

— Мужики, ну что вы встали! Посмотрите, как девочка работает!

«И правда, что это мы!», — вскрикнули мужики и схватились за фотоаппараты…

Старания Лены, принимающей боевое крещение, были, конечно, тщетны. «Сидящий» в болоте ГАЗ-66 невозможно вытащить двумя легковушками. Зато оказалось возможным поднять его кабину двумя хай-джеками! Автор технологии — Леонид Миндель, корреспондент журнала «4×4 Клуб». Под его руководством мы вырубили в ближайшем лесу несколько бревен. Из одного соорудили площадку для хай-джеков, чтобы не утопить их в болоте, подняли кабину и запихали остальные бревнышки под колеса. Вся эта процедура, с выкапыванием колес, перетаскиванием леса и падением кабины при неудачной установке хай-джеков заняла у нас часов пять-шесть. Поэтому когда Ден сел за руль и вдруг рванул, будто по асфальту, все кричали, как на чемпионате мира по футболу.

Пока мы возились с Шишигой, начался прилив, и там, где днем была серая глина, теперь стояла вода. Среди нас даже нашлись желающие искупаться — девушка Лена и джипер Даниил из Питера. После купания они утверждали, что им совсем не холодно, хотя температура воды была градусов пять.

До Вардегорского мыса мы так и не дошли, хотя до него оставалась пара километров. Квадроциклисты, которые были посланы на разведку, рассказали, что проехать туда невозможно даже на квадроциклах.

В лагерь мы вернулись в шесть утра. Путь длиной меньше десяти километров занял у нас ровно 16 часов!

Последняя ночь экспедиции застала нас в Беломорске. На ночевку удалось разместиться на плавучей базе прямо на воде Беломоро-Балтийского канала. После пяти дней скитаний по лесам и болотам, нехитрые блага цивилизации на плавбазе были для всех настоящим счастьем. Вот когда понимаешь, что значит ценить то, что имеешь!

Возвращение в действительность

Москва показалась мне более шумной и грязной, чем обычно. Несмотря на то, что здесь не было ни надсадного рева моторов, ни грязи болот. И людей на вокзале было, будто бы больше, чем раньше. И среди этой толпы было куда более одиноко, чем в пустых карельских лесах. И только здесь, в Москве, мне стало понятно, почему люди, с которыми я провел эту неделю, едут Бог знает куда, чтобы застрять на «родном» автомобиле и ночевать в палатке в октябре. И почему они, прощаясь, договариваются встретиться там же в следующем году. Нам действительно не хватает героики. Мы такие одинаковые на улицах города! И мы застреваем в Карелии, чтобы стать особенными.

Автор Иван Городничий
Фото: Игоря Георгиевского


фотогалерея
  • старт экспедиции с набережной
  • пистолет не работает
  • место ночевки Малая Медвежка
  • на квадроциклах ночью
  • некоторые спали прямо на крыше своего авто
  • дорога в лес
  • квадрациклист
  • вперед!

Ознакомьтесь с полным списком предлагаемых туров! Если вы хотите написать обзор, статью или рассказать о своих
впечатлениях, присылайте нам свои статьи и обзоры.


свежие новости
Главная → Статьи и обзоры → Осударева дорога