отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Голубика
Голубика

В заболоченных сосновых лесах часто рядом с багульником растет голубика. Это ветвистый листопадный кустарничек высотой 80–100 см. Ветви цилиндрические, листья цельнокроеные, эллиптические. Сверху — темно-зеленые, снизу — сизые. Цветки по 1–3 располагаются на концах прошлогодних веточек. Плод — сочная, сладкая, округлая темно-голубая ягода с сизым налетом. Цветет голубика в июне, сразу после черники. Ягоды созревают в августе. По использованию и пищевым достоинствам голубика близка к чернике, но отличается более высоким содержанием в плодах витамина С. По содержанию витаминов голубика богаче брусники. Ягоды могут служить хорошим противоцинготным средством, также их рекомендуют при некоторых болезнях желудка. Из голубики готовят кисели, компоты, варенье, но особенно полезна она в свежем виде. Все продукты, приготовленные из голубики, требуют пастеризации. Хранить их нужно в холодном месте.

Н. Л. Зайцева, Т. В. Белоногова В мире полезных растений, Петрозаводск, «Карелия», 1990. 112 с.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Статьи и обзоры

Осударева дорога

История

В октябре 1702 года по «новопостроенному» пути был осуществлен переброс армии Петра Великого со 150 пушками и волок двух фрегатов от Вардегорского мыса на Белом море до Онежского озера. Небывалый марш предшествовал взятию шведской крепости Нотебург (Орешек). Это была первая победа русских в Северной войне, благодаря которой Россия стала контролировать выход в Балтийское море и впервые заявила о себе как о мощном европейском государстве, а позже — как о морской державе. Так что чтобы добраться до «окна в Европу» пришлось сначала прорубить дорогу среди карельской тайги и болот. Сроки строительства «Осударевой дороги» не имеют аналогов в мировой и отечественной истории инженерного дела. В безлюдной местности волок был организован менее чем за 20 суток. Расстояние в 300 верст русская армия и царская свита преодолели за 8 дней.  

Одним из первых в середине 90-х взялся за исследование этой темы карельский историк Михаил Данков. С тех пор вокруг «Осударевой дороги» не утихают споры — существовал ли в действительности этот путь или это всего лишь легенда, в которую охотно уверовали местные жители и любители красивых историй. 

В результате своих изысканий М. Данков обнаружил остатки старинной гати предположительно Перовских времен в районе деревни Нюхча, несколько «придорожных туров», сооруженных из валунов и напоминающих верстовые знаки. Кроме того, исследователи отметили места временных стоянок гвардейцев — так называемые «ямы» (ямом называли в старину место смены лошадей в пути). Эти находки, вроде бы подтверждают существование «Осударевой дороги», но неопровержимых доказательств ни на местности, ни в исторических документах пока не обнаружено.

Отдых для героев

В 2004 году по маршруту «Осударевой дороги» была организована первая внедорожная экспедиция. Организаторы, туркомпания RussiaDiscovery, тогда решили провести эксперимент — возможно ли на современных полноприводных автомобилях пройти этот же путь сейчас? В результате путешественники сделали вывод, что реальность истории об «Осударевой дороге» маловероятна. Чтобы перебросить войска и фрегаты за столь короткий срок, не имея никаких специальных технологий, необходимо было двигаться со средней скоростью более одного километра в час круглосуточно. Тогда как специально подготовленные внедорожники участников экспедиции передвигались со скоростью 5-10 км/час, а на самых сложных участках буквально ползли.

Если тогда путешественники были движимы любопытством, то в этом году в карельские леса их потянула жажда приключений — на этот раз решили пойти по маршруту в обратном направлении: от деревни Повенец до Вардегорского мыса. Вообще, эта экспедиция становится большим проектом «альтернативного отдыха». Люди, пресытившиеся морскими курортами и ленивыми отелями, где все включено (представители индустрии активного туризма называют такой отдых «матрасным»), хотят приключений и находят их в авантюрах вроде «Осударевой дороги». Признаться, сначала такие вкусы вызывали у меня недоумение. Что же это за отдых такой, когда в октябре приходится ночевать в палатках, ехать на своей «родной» машине по непролазной грязи, застревать в ней же и копаться несколько часов, вызволяя автомобиль из болота с той только целью, чтобы через несколько минут застрять в следующей трясине!?

Все встает на свои места, когда наблюдаешь поведение людей при преодолении первого же препятствия. Каждый участник ситуации вдруг становится особенным, незнакомые люди начинают звать друг друга на «ты» и действовать как команда. Видимо, за этим и едут в подобные авантюрные путешествия — не хватает нам геройства в повседневной жизни. Вот и приходится создавать себе трудности, чтобы потом их с триумфом преодолевать.

На маршруте «Осударевой дороги» препятствий и преодолений, слава Богу, было в достатке. Бывалые джиперы оценили трассу как «достойную» — есть, мол, с чем побороться.

Вообще-то глядя на то, что называлось в тех местах дорогами, а особенно на болота и чащи, которые начинаются прямо от края этой самой «дороги» и простираются в бесконечность, понимаешь, что проложить торный путь в этих местах — это трудовой подвиг даже сейчас, не говоря уже о петровских временах.

 А красота вокруг — неописуемая! Пожалуй, октябрь в Карелии — самая красивая пора. Леса «горят» яркими красками: сосны и елки — ярко-зеленые, березы с осинами — желтые, а болота — красные. Грибы растут прямо на дороге в несметном количестве. Причем, только благородные. Из-за этих самых грибов на второй день пути вся экспедиция оказалась под угрозой срыва. Московские и питерские джиперы, которые никогда в жизни не видели такого изобилия, предались «тихой охоте» прямо по ходу движения колонны. Как на грех, лесные сокровища красовались прямо под колесами машин и не оставляли возможности проехать мимо. Благо почти все машины колонны вскоре ломились от грибов, и тогда участники экспедиции, пресытившись, смогли вспомнить о своей цели. В результате этого «грибного безумия» путь, на который было запланировано потратить около четырех часов, занял вдвое больше времени, и пришлось оперативно менять маршрут. Оказалось, такая ситуация вполне нормальна. Вечером ее устало комментировал инструктор Константин Кушнир: 

— В экспедициях есть три засады: офф-роуд, грибы и ягоды.

Засада в виде офф-роуда ожидала нас впереди. Оказалось, все, что было в первые дни пути — «цветочки».

На четвертый день экспедиции был запланирован самый сложный участок — от реки Руйга, где мы разбили лагерь, до Вардегорского мыса. Для начала надо было восстановить разрушенный мост через реку. После завтрака группа энтузиастов бросилась валить деревья и укреплять ими хлипкое сооружение. Спустя пару часов речку можно было вполне безопасно форсировать. На финальный бросок отважились только три машины: «начиненная» различными внедорожными «примочками» Mitsubishi L200, организаторские УАЗ Хантер и ГАЗ 66 (в народе — Шишига), и, конечно, квадроциклы, проходимость которых и не снилась самому передовому внедорожнику.

Сомневаясь в качестве укрепленного моста, Шишигу решили пустить в брод. Чтобы понять, что такое страх, надо оказаться внутри этого чудо-агрегата при прохождении такого брода! Машина сползает вниз, окуная кабину в воду. Из кабины уровень воды кажется выше, чем есть на самом деле. Колеса подпрыгивают на неровностях дна — пассажир внутри кабины подпрыгивает еще больше. А впереди противоположный берег, еще более крутой, чем тот, что остался за нами. Чтобы взобраться на него, надо разогнаться. Шишига скачет по дну, больше чем на высоту колеса погрузившись в воду, запрыгивает передними колесами на берег и сильно накреняется. «Переворачивается что ли…», — спокойно произносит водитель Денис и давит на газ. Взревев, машина подпрыгивает и буквально вылетает на дорогу и замирает. Денис победоносно выглядывает из окна на изумленную публику, а я в смиренном молчании думаю о том, как хороша жизнь. С этих пор Шишига стала главной героиней наших похождений этого дня.

Сразу после того, как остальные машины и квадроциклы переправились через реку по «новопостроенному» мосту, мы поняли, во что ввязались. Метров через 20 оба джипа уже «сидели» в огромной луже. А впереди из таких луж состояла практически вся дорога. Движением то, что тогда происходило, назвать сложно. Джипы выдергивались из трясины попеременно то лебедками, то ГАЗ 66-ым. Через пару часов такого перемещения было решено разделиться: легковые машины пустить по целине через лес в надежде, что там можно найти более твердый грунт, а Шишигу — по дороге, поскольку габариты не позволяли ей идти лесом. Квадроциклы к тому времени давно уже ушли вперед — для них та грязь, в которой вязли джипы, не была препятствием. Встретились мы в устье Руйги на берегу. Место здесь фантастическое: кажется, будто попал в страну чудес. Широкая и спокойная река цвета чая (в тех местах реки коричневые — из-за торфа), берег которой представляет собой гигантский камень. Гладкая каменная платформа, уходящая в воду, по размеру как волейбольная площадка. Прямо на камне стоит маленькая тоня — рыбацкая избушка. На подъезде нас встретили хозяева — два брата-рыбака, оба пьяненькие. Говорил старший: 

—  А мне брат-то сказал, что машину видел… Я подумал, он пьяный. Ну откуда здесь машине взяться? Здесь же проехать нельзя.

«Ну уж, так и не проехать», — гордо заявили мы и направились дальше — к Белому морю. До берега оставалось несколько километров.

Берегом морю служило болото. Мы поняли, что проехать по нему нереально, когда все три машины были почти в самой его середине. УАЗик и L200 быстро выбрались и нашли твердый путь к воде. А вот тяжелая Шишига, как только остановилась, тут же стала погружаться в трясину. Вокруг ни одного дерева — зацепить лебедку не за что. Решили соединить тросом L200 и УАЗ, закопав их колесами в болото, и закрепить лебедку за них.

Штурманом в Шишиге в этот день была девушка Лена — сотрудница RussiaDiscovery. И вот прекрасная картина: водители джипов стоят и совещаются, как все получше устроить, Лена, перекинув через плечо трос, разматывает лебедку «Шестьдесят шестого». Денис высовывается в окошко и кричит: 

— Мужики, ну что вы встали! Посмотрите, как девочка работает!

«И правда, что это мы!», — вскрикнули мужики и схватились за фотоаппараты…

Старания Лены, принимающей боевое крещение, были, конечно, тщетны. «Сидящий» в болоте ГАЗ-66 невозможно вытащить двумя легковушками. Зато оказалось возможным поднять его кабину двумя хай-джеками! Автор технологии — Леонид Миндель, корреспондент журнала «4×4 Клуб». Под его руководством мы вырубили в ближайшем лесу несколько бревен. Из одного соорудили площадку для хай-джеков, чтобы не утопить их в болоте, подняли кабину и запихали остальные бревнышки под колеса. Вся эта процедура, с выкапыванием колес, перетаскиванием леса и падением кабины при неудачной установке хай-джеков заняла у нас часов пять-шесть. Поэтому когда Ден сел за руль и вдруг рванул, будто по асфальту, все кричали, как на чемпионате мира по футболу.

Пока мы возились с Шишигой, начался прилив, и там, где днем была серая глина, теперь стояла вода. Среди нас даже нашлись желающие искупаться — девушка Лена и джипер Даниил из Питера. После купания они утверждали, что им совсем не холодно, хотя температура воды была градусов пять.

До Вардегорского мыса мы так и не дошли, хотя до него оставалась пара километров. Квадроциклисты, которые были посланы на разведку, рассказали, что проехать туда невозможно даже на квадроциклах.

В лагерь мы вернулись в шесть утра. Путь длиной меньше десяти километров занял у нас ровно 16 часов!

Последняя ночь экспедиции застала нас в Беломорске. На ночевку удалось разместиться на плавучей базе прямо на воде Беломоро-Балтийского канала. После пяти дней скитаний по лесам и болотам, нехитрые блага цивилизации на плавбазе были для всех настоящим счастьем. Вот когда понимаешь, что значит ценить то, что имеешь!

Возвращение в действительность

Москва показалась мне более шумной и грязной, чем обычно. Несмотря на то, что здесь не было ни надсадного рева моторов, ни грязи болот. И людей на вокзале было, будто бы больше, чем раньше. И среди этой толпы было куда более одиноко, чем в пустых карельских лесах. И только здесь, в Москве, мне стало понятно, почему люди, с которыми я провел эту неделю, едут Бог знает куда, чтобы застрять на «родном» автомобиле и ночевать в палатке в октябре. И почему они, прощаясь, договариваются встретиться там же в следующем году. Нам действительно не хватает героики. Мы такие одинаковые на улицах города! И мы застреваем в Карелии, чтобы стать особенными.

Автор Иван Городничий
Фото: Игоря Георгиевского


фотогалерея
  • старт экспедиции с набережной
  • пистолет не работает
  • место ночевки Малая Медвежка
  • на квадроциклах ночью
  • некоторые спали прямо на крыше своего авто
  • дорога в лес
  • квадрациклист
  • вперед!

Ознакомьтесь с полным списком предлагаемых туров! Если вы хотите написать обзор, статью или рассказать о своих
впечатлениях, присылайте нам свои статьи и обзоры.