отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Куллерво

О жизни раба Куллерво рассказывает масштабный эпизод леннротовского свода: руны с 31 по 36. Этот раздел является отступлением от развития основных событий сюжета «Калевалы». Он дополняет основной сюжет эпоса рассказом о трагической судьбе Куллерво. Мрачный, поистине трагический образ Куллерво привлекает многих исследователей, писателей, художников и композиторов, в произведениях которых можно увидеть различные трактовки этого персонажа. И эпоха, и личность творца накладывает отпечаток на его образ. В зависимости от сюжетных мотивов этот образ получает толкование в различных произведениях искусства. У Леннрота вектор судьбы Куллерво направлен в тупик. Все эпизоды его горе-судьбы складываются в порочный круг безысходности.
Уже в чреве матери Куллерво становится рабом и всю жизнь борется против своей рабской доли. Он — бунтарь и мститель, доведенный до отчаяния издевательствами своей хозяйки, он превращает хозяйских коров в волков и медведей, и они разрывают хозяйку на части. Все это символизирует борьбу угнетенных с угнетателями.

По материалам: «Научная исследовательская работа студентов. Материалы 56-й научной студенческой конференции», Птз., 2004. Упорова  З. М. «Калевала» в школе«, Птз, 1966.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Сейды — каменные идолы саамов

Среди новых археологических памятников, имеющих местное значение, обнаружены каменные сейды, расположенные на Большом Немецком Кузове и на Русском Кузове. Одиночные сейды-идолы — покровители домашнего очага саамов — встречаются и на других островах Белого моря.

Известно, что в далеком прошлом многие народности Севера поклонялись камням. На этой основе у саамов сложилось поверье о превращении старейшин рода после их смерти в камень. Такой камень-покровитель назывался у них «сейд». На землях саамов (лопарей) известны многие камни-сейды, которые носят имя того родоначальника, который якобы превратился в камень. В этом отношении примечательно то, что около одиночных сейдов, встречающихся на Б. Заяцком и Кемских островах, всегда можно найти так называемые лопарские ямы, места жилья саамов.

Сейды, обнаруженные на Большом Немецком и на Русском Кузовах, не имеют себе равных ни по оригинальности их сооружения, ни по разнообразию, ни по количественному составу на всей той большой территории, которая была занята саамскими племенами еще на рубеже нашего летоисчисления.

На вершине горы Большого Немецкого Кузова находился настоящий пантеон саамских божеств. Несмотря на то, что часть, возможно лучшая часть, святилища разрушена, на вершине горы сохранилось около полутораста сейдов и других каменных идолов.

По поверью саамов, древних жителей Беломорья, сейды и другие идолы помогают людям в рыбной ловле и на охоте. Поэтому сейды ставились на высоких берегах и островах водоемов так, чтобы они были видны издалека. Сейдам и идолам приносили жертвоприношения. Поэтому неудивительно, что высокая скалистая гора Большого Немецкого Кузова, господствующая над всеми Кемскими островами, стала святилищем. Места в районе Кузовов были центром морских промыслов с древнейших времен.

С сейдами-идолами связана интересная поморская легенда об «окаменевших немцах». Предание повествует, что когда-то очень давно «немецкие люди» (так поморы в прошлом называли шведов) хотели напасть на «святые Соловки». В море их настигла буря. Немцы укрылись на северных Кузовах. С вершины горы острова им были видны белокаменные стены Соловецкого монастыря. Но частые бури на море, посылаемые свыше, не позволили немцам плыть дальше. Однажды, когда «немецкие люди» сидели вокруг костра за трапезой, бог покарал ворогов, превратив их в камни. Вот так «окаменевшие немцы» по сей день сидят на вершине горы острова, называемого с тех пор Большим Немецким Кузовом.

Основой легенды, с одной стороны, послужило историческое событие начала XVII века, когда шведский отряд попытался совершить нападение на Соловецкий монастырь со стороны Кузовов, и, с другой стороны, саамское поверье о превращении человека в камень.

Сейды на Большом Немецком кузове — это огромные угловатые валуны, поставленные на мелкие камни — на «ножки». На верхней плоскости камня-сейда, как правило. Установлено несколько небольших камней, а под ними в некоторых случаях — мелкие разноцветные камешки.

Другие идолы имеют разные формы и сочетания камней, они меньшего размера. Среди них выделяются идолы, имеющие вид грубого скульптурного бюста человека (по поморскому преданию «окаменевшие немцы»). Это валуны, напоминающие по форме и размерам верхнюю часть туловища человека. На нем — камень, имеющий форму головы человека, птицы или собаки. Спереди у таких идолов поставлено два цилиндрической формы камня, напоминающих вытянутые вперед руки.

Третья, наиболее многочисленная группа идолов,— это, обычно, среднего размера валуны разной формы, на возвышенную часть которых установлен один или несколько камней размером с булыжник.

Памятники второго саамского святилища сохранились на вершине Лысой горы острова Русский Кузов. Здесь также насчитывается до полутораста идолов, среди них несколько своеобразных, напоминающих по форме «Каменную бабу». Это — поставленная стоя, продолговатая гранитная плита, подпираемая с обеих сторон двумя округлой формы плитами. Кроме того, имеются остатки двух погребений, стены которых сложены из гранитных плит.

Таким образом, на Кузовах можно видеть памятники двух святилищ, принадлежавшие, очевидно, двум саамским родовым группам.

На других Кемских островах встречаются только одиночные сейды. Вблизи такого сейда иногда можно обнаружить так называемую «лопарскую яму», место древнего жилища семьи саама.

То, что Кузова в далеком прошлом были местом морских промыслов, подтверждается тем, что на берегах межостровных проливов сохранились сложенные из валунов сооружения — укрытия, за которыми зверобои, охотники-лучники выслеживали добычу — нерпу и морского зайца. Укрытия эти известны у саамов под названием «паахус».

Древние охотники и рыболовы после удачного промысла приходили в святилище, совершали там обрядовые ритуалы, преподносили божествам-идолам жертвоприношения, надеясь на удачный промысел в будущем.

Величественным в своей суровой красоте встает перед нами «двухгорбый» остров Большой Немецкий Кузов среди необозримых просторов Белого моря. Неизгладимое впечатление оставляют покрытые лишайниками и мхами крутые скалистые склоны гор, огромные отвесные стены расколовшейся скалы в первозданном хаосе с причудливыми фигурами божеств-великанов.

И. М. Мулло Памятники и памятные места Карелии.— Петрозаводск: изд-во «Карелия», 1971.



А также:
Главная → Карелия → История → Сейды — каменные идолы саамов