отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Руны

Народные песни, которые передавались рунопевцами из уст в уста, из поколения в поколение, обогащая и совершенствуя их. Складывались народом и пелись для самого народа, ибо в них описывается в ярких поэтических образах многогранная трудовая деятельность простых людей.
Руны, воспевающие труд простых людей не могли петься для «услаждения знати», которая презирала труд, рассматривала его как удел людей низшего класса. А трудовой народ, слушал такие руны, наслаждался ими, ибо были для него они близкими, родными. Ярким примером этому могут послужить руны знаменитого эпоса «Калевала». Рунами также называли древнегерманские буквы. В германском и немецком языке слово «руна» означает «тайна». Использование этих таинственных письмен известно с 9 века нашей эры до позднего средневековья. Происхождение их выяснить не удалось — название оправдало себя. Создание рун связывается с Одином — персонажем германской мифологии. В средние века руническое письмо использовалось параллельно с латинским и, как считается, было широко известно. Долгое время руника как наука была забыта, и только в последнее время ее изучение возрождается.

По материалам: Чудеса и приключения, 1995, № 3. И. И. Сюкияйнен «Поэзия труда в рунах «Калевалы»//Труды юбилейной научной сессии, посвященной 100-летию полного издания «Калевалы», Птз, 1950.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Традиционная одежда карел

Одежда любого народа может много рассказать и о его хозяйственных занятиях, и о культурных контактах с проживающими по соседству народами. В одежде карел можно выделить два слоя, отражающие хронологически разные исторические эпохи. Более древний — это одежда, близкая по покрою и материалу к одежде западных финнов, води, вепсов. Более поздними по времени являются русские заимствования в одежде. Благодаря раскопкам мы располагаем довольно ранними сведениями об одежде карел. Археологические материалы из могильников позволяют установить не только сорта тканей, формы украшений, но и дать реконструкции типов одежды. Хорошая сохранность одежды в значительной мере объясняется обилием бронзовых украшений и нашивок, консервирующих текстильную основу.

Восстановленная по материалам могильников женская одежда отличалась индивидуальностью, зависящей не только от личных вкусов, но и от возрастных и социальных показателей. Например, одна из женщин из могилы Кекомяки-1 была одета в тонкую льняную рубаху, отделанную тесьмой с серебряной нитью и застегнутую у ворота орнаментированной пластинчатой фибулой. Поверх нее было одето белое шерстяное одеяние без рукавов, скрепленное на плечах выпуклыми фибулами со «звериным» орнаментом, от которых спускались железные цепи, заканчивающиеся с левой стороны ножом с орнаментированной рукоятью в ножнах. Костюм дополнялся темно-серым шерстяным передником, который был украшен по низу широкой полосой из медно-бронзовых пронизок. Однако, к сожалению, между описанными археологическими материалами и этнографическими данными об одежде существует пробел в несколько веков. Достоверные сведения о костюме карел мы имеем лишь с конца XIX века.

Женская одежда в ее наиболее традиционном старинном варианте выглядит так: туникообразная рубаха с прямыми вшитыми рукавами и разрезом посередине груди и несшитая юбка из трех полотнищ, расширявшихся книзу, закреплявшихся либо лямками на плечах, либо завязками на талии. Задолго до XIX века такая юбка уже исчезла из обихода. Начиная с XVIII века, а возможно и раньше, основной одеждой женщин становится сарафан, покрой и название которого было заимствовано у русского населения северной России. Сарафан представлял собой длинную до земли свободную одежду без рукавов. Ширина подола сарафана равнялась от 3,5 до 4,5 метров. В начале XX века наблюдается переход к другому комплексу одежды — юбке с кофтой, что было связано с городским влиянием. Называли такой костюм «парочкой». Поверх юбки носили передники, которые каждая женщина имела и для будней и для праздников. Довольно широко было распространено ношение наплечных платков. В праздничные дни набрасывали платок свободно, причем часто 3—4 платка, один поверх другого, чтобы показать свою состоятельность. Особенно следует остановиться на головных уборах. Они традиционно различались у девушек и женщин. Девушки носили на голове ленту, спереди украшенную вышивкой, бисером, жемчугом. Замужние женщины надевали головной убор типа сороки, которая также была украшена и полностью закрывала волосы. С непокрытой головой замужняя женщина не могла появляться даже в кругу своей семьи. Из украшений женщины и девушки носили серьги, бусы и разного рода перстни и кольца.

Мужчина-карел в повседневной жизни носил холщовую рубаху, холщовые, — а в холодную погоду полусуконные — штаны с узким шагом и без разреза-ширинки спереди. Рубаху носили навыпуск, подпоясывая узким кожаным ремнём или плетеным кушаком. На поясе, обычно с левой стороны, носили нож. Материалами для одежды карелы в основном обеспечивали себя сами. Они сеяли лен и коноплю, держали овец, к тому же охота давала теплые меха. Основные виды ткани, из которых шили одежду, — холст, полусукно и сукно домашней выделки. На ярмарках у коробейников покупала ситец, сатин, люди побогаче — парчу и шелк.

С одеждой у карел было связано немало обрядов, так по их представлениям, правую полу всегда следовало запахивать на левую, чтобы обезопасить себя от нечистой силы. Магические представления карел касались и рубах. В основе этих представлений лежит, по всей видимости, то, что рубаха непосредственно соприкасается с телом человека, поэтому к подолу рубахи нередко прикрепляли булавки и различные обереги.

Список используемой литературы:
Жуковская  Н. Л., Мокшин  Н. Ф. От Карелии до Урала: Рассказы о народах России. — М.: Флинта: Наука, 1998. — 320 с., с.22 — 25
Кочкуркина  С. И. Народы Карелии: история и культура. — Петрозаводск: Карелия, 2004. — 208 с., с.135
Прибалтийско-финские народы России. — М.: Наука, 2003. — 671 с., с. 241 — 242, 244, 246, 248



А также:
Спецпредложение
специальное предложение
Благоустроенный коттедж в 100 км. от Петрозаводска и 300 км от Санкт-Петербурга, у воды, рассчитан на 6 основных и 2 дополнительных места (3 спальни). Июнь и июль - 6000 рублей. Август - 8000 рублей.
от 8000 руб
Главная → Карелия → История → Традиционная одежда карел