отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Карсикко
Карсикко

Обычай финно-угорских народов особым образом обрубать сучья на хвойном дереве или вырезать в коре деревьев различные знаки, распространенный от северных границ Скандинавии на западе до Приуралья на востоке. Название этого ритуала просисходит от финского слова karsia ?обрубать (ветки, сучья), выкорчевывать, отделять?. Карсикко проводили в связи с какими-то важными событиями в жизни родовой общины или отдельного человека: рождением ребенка, похоронами, приходом на новое место охоты или рыболовства. В Карелии, Архангельской и Вологодской областях известны также случаи, когда зарубки на дереве делались уходящими на войну рекрутами. После вырубания карсикко за состоянием дерева внимательно следили: его рост и здоровье трактовались как благоприятный знак, а увядание, засыхание вызывали тревогу.

Способ и место обрубания ветвей и вырезания знаков зависел от того события, ради которого делалось карсикко. Еще столетие назад карельские старцы по расположению вырубок на сосне или ели могли определить, какие обстоятельства в жизни человека послужили поводом к вырубке. ?ногда ветви отсекались в нижней части ствола, иногда в верхней, встречаются деревья, у которых обрублены все ветви кроме верхушки или отдельной боковой ветки.

Предназначение карсикко обозначать границы упорядоченного человеком пространства (которое, по поверьям, находится под защитой умерших предков) и внешнего мира, где властвую силы стихий. Также этот обычай рассматривают как принесение жертвы духам-хозяевам местности.

По материалам: Конка А. Панозеро: сердце беломорской Карелии. Juminekko, ПГУ, 2003 г..

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Традиционная одежда карел

Одежда любого народа может много рассказать и?о?его хозяйственных занятиях, и?о?культурных контактах с?проживающими по?соседству народами. В?одежде карел можно выделить два слоя, отражающие хронологически разные исторические эпохи. Более древний?? это одежда, близкая по?покрою и?материалу к?одежде западных финнов, води, вепсов. Более поздними по?времени являются русские заимствования в?одежде. Благодаря раскопкам мы?располагаем довольно ранними сведениями об?одежде карел. Археологические материалы из?могильников позволяют установить не?только сорта тканей, формы украшений, но?и?дать реконструкции типов одежды. Хорошая сохранность одежды в?значительной мере объясняется обилием бронзовых украшений и?нашивок, консервирующих текстильную основу.

Восстановленная по?материалам могильников женская одежда отличалась индивидуальностью, зависящей не?только от?личных вкусов, но?и?от?возрастных и?социальных показателей. Например, одна из?женщин из?могилы Кекомяки-1?была одета в?тонкую льняную рубаху, отделанную тесьмой с?серебряной нитью и?застегнутую у?ворота орнаментированной пластинчатой фибулой. Поверх нее было одето белое шерстяное одеяние без рукавов, скрепленное на?плечах выпуклыми фибулами со??звериным? орнаментом, от?которых спускались железные цепи, заканчивающиеся с?левой стороны ножом с?орнаментированной рукоятью в?ножнах. Костюм дополнялся темно-серым шерстяным передником, который был украшен по?низу широкой полосой из?медно-бронзовых пронизок. Однако, к?сожалению, между описанными археологическими материалами и?этнографическими данными об?одежде существует пробел в?несколько веков. Достоверные сведения о?костюме карел мы?имеем лишь с?конца XIX века.

Женская одежда в?ее?наиболее традиционном старинном варианте выглядит так: туникообразная рубаха с?прямыми вшитыми рукавами и?разрезом посередине груди и?несшитая юбка из?трех полотнищ, расширявшихся книзу, закреплявшихся либо лямками на?плечах, либо завязками на?талии. Задолго до?XIX века такая юбка уже исчезла из?обихода. Начиная с?XVIII века, а?возможно и?раньше, основной одеждой женщин становится сарафан, покрой и?название которого было заимствовано у?русского населения северной России. Сарафан представлял собой длинную до?земли свободную одежду без рукавов. Ширина подола сарафана равнялась от?3,5?до?4,5 метров. В?начале XX?века наблюдается переход к?другому комплексу одежды?? юбке с?кофтой, что было связано с?городским влиянием. Называли такой костюм ?парочкой?. Поверх юбки носили передники, которые каждая женщина имела и?для будней и?для праздников. Довольно широко было распространено ношение наплечных платков. В?праздничные дни набрасывали платок свободно, причем часто 3?4 платка, один поверх другого, чтобы показать свою состоятельность. Особенно следует остановиться на?головных уборах. Они традиционно различались у?девушек и?женщин. Девушки носили на?голове ленту, спереди украшенную вышивкой, бисером, жемчугом. Замужние женщины надевали головной убор типа сороки, которая также была украшена и?полностью закрывала волосы. С?непокрытой головой замужняя женщина не?могла появляться даже в?кругу своей семьи. ?з?украшений женщины и?девушки носили серьги, бусы и?разного рода перстни и?кольца.

Мужчина-карел в?повседневной жизни носил холщовую рубаху, холщовые,?? а?в?холодную погоду полусуконные?? штаны с?узким шагом и?без разреза-ширинки спереди. Рубаху носили навыпуск, подпоясывая узким кожаным ремнём или плетеным кушаком. На?поясе, обычно с?левой стороны, носили нож. Материалами для одежды карелы в?основном обеспечивали себя сами. Они сеяли лен и?коноплю, держали овец, к?тому?же охота давала теплые меха. Основные виды ткани, из?которых шили одежду,?? холст, полусукно и?сукно домашней выделки. На?ярмарках у?коробейников покупала ситец, сатин, люди побогаче?? парчу и?шелк.

С?одеждой у?карел было связано немало обрядов, так по?их?представлениям, правую полу всегда следовало запахивать на?левую, чтобы обезопасить себя от?нечистой силы. Магические представления карел касались и?рубах. В?основе этих представлений лежит, по?всей видимости, то,?что рубаха непосредственно соприкасается с?телом человека, поэтому к?подолу рубахи нередко прикрепляли булавки и?различные обереги.

Список используемой литературы:
Жуковская? Н.?Л., Мокшин? Н.?Ф.?От?Карелии до?Урала: Рассказы о?народах России.?? М.: Флинта: Наука, 1998.?? 320?с., с.22?? 25
Кочкуркина? С.??.?Народы Карелии: история и?культура.?? Петрозаводск: Карелия, 2004.?? 208?с., с.135
Прибалтийско-финские народы России.?? М.: Наука, 2003.?? 671?с., с.?241?? 242, 244, 246, 248

Погода в Карелии
Карта Карелии


А также:
Главная ??Карелия ???стория ??Традиционная одежда карел