отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Кантеле
Кантеле

Инструмент со «светлым, строгим, простым звучанием», cимвол и выражение гения талантливого карельского народа. Кантеле было широко распространено у вепсов, у ижар. Ближайшие родственники — национальные инструменты эстонцев, латышей, марийцев, чувашей, русских — каклес, кокпе, кюсли, гюсли, гусли. Под аккомпанемент кантеле пелись руны. Оно совершенно по форме, порой было украшено резьбой. Этот инструмент сам иногда по себе замечательное произведение декоративно-прикладного искусства и всегда характерный памятник материальной культуры создавшего его народа.

Считается, что первое кантеле — из челюсти щуки. Щука считалась священной рыбой. Карельские этнографы не раз отмечали следы этого культа. Первое кантеле — это обрядовый инструмент, струны его — из волос коня Хийся, «жеребца, что вечно в мыле», у которого «из волос огонь струился, подымался дым из гривы». Считается, что волосы умерших людей способны оживлять заведомо неодушевленные предметы, т.е. вселять в них душу.

Когда первое кантеле было потеряно, Вяйнемяйнен делает деревянное. Первое — арфа с резонатором у основания струн, второе — корпус, характерный для щипковых инструментов типа гуслей, с двумя деками и обечайками. Любопытно упоминание о пропитке второго кантеле морской водой.

По материалам: В. Пулькин «происхождение красоты».

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Старообрядчество в Карелии: Лексинское женское общежительство

Лексинское женское общежительство было основано в 1706 г. на берегу реки Лекса, протекающей по территории Карелии и являющейся притоком реки Выг. Общежительство было основано недалеко от известной Выгорецкой республики (всего в 20 километрах).

Этот труднодоступный  район уже в последней четверти XVIIвека стал местом, где находили прибежище недовольные церковной реформой Патриарха Никона. Сама Выговская поморская пустынь, образовалась в 1691-95 гг. и являлась достаточно крупным поселением старообрядцев.
Изначально, на заселенной старообрядцами территории Выга было два вида поселений: поселения мирские (где жили семьями, бежавшие от реформ Никона) и скитские (в которых не разрешалось совместное проживание женщин и мужчин). Позднее возникли отдельные старообрядческие мужское Выговское Богоявленское общежительство (Данилово) и женское Лексинское Крестовоздвиженское (Лекса) общежительство.
Вскоре "Лекса развилась в небольшой зажиточный городок с населением в несколько сот человек". Там была даже основана «грамотная изба» для обучения женщин и девушек, проживающих в поселении, грамоте (что было нехарактерно для крестьянской среды). Также большое внимание уделялось здесь переписыванию богослужебных книг и обучению знаменному пению (особый стиль, который сохранили старообрядцы). Лексу даже именовали в Поморье «Лексинской Академией».
На Выге была создана литературная школа единственная в старообрядчестве, обширное художественное наследие. В общежительстве практиковались многочисленные хозяйственные достижения, процветало искусство шитья и вязания, занимались его обитательницы и литературной деятельностью.
Сегодня на том месте, где некогда находилось процветающее поселение, не сохранилось ничего. В 1854 году власти разорили общежительство. Но остался заметный след в художественном наследии жителей этих северных окраин.


А также:
Главная → Карелия → История → Старообрядчество в Карелии: Лексинское женское общежительство