отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Сейды
Сейды

Сейды — это древние священные камни саамов, племени, проживающего на территории Карелии еще с 1-го тысячелетия до нашей эры. Саамы — древний народ, обладающий традициями и обычаями, уходящими в глубину веков. Для традиционной культуры этого народа было характерно обожествление неживых предметов, наделение их сверхъестественными качествами и поклонение силам природы. Особое распространение получил культ поклонения священным камням — сейдам.

Cаамы считали, что в таких камнях живут духи. Саамский народ верил, что их колдуны не умирали, а уходили в тайгу или тундру и превращались там в камни. Согласно саамским верованиям сейды покровительствовали домашнему очагу, помогали людям в рыбной ловле и на охоте. Поэтому сейды традиционно ставили на высоких берегах и островах так, чтобы их было видно издалека. Нередко можно встретить сейды в виде человекоподобной фигуры или стилизованного изображения человеческого лица. Иногда сейды поставлены на «ножки» в виде 3-4-х маленьких камней. Почитали священные камни по — разному: их одаривали, кормили, иногда совершали жертвоприношения.

По материалам: Мулло И. М. Памятники и памятные места Карелии. — Петрозаводск: Карелия, 1971. —  147с., с. 86

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Трофим Григорьевич Рябинин

На самом деле все богатыри русские родились в Карелии. Почему в Карелии, спросит кто-то, ведь тот же Илья Муромец, он как бы и есть Муромец, то есть происходит из города Мурома, Он же не Илья Карел и не Илья Петрозаводец. Ну, что же, нам нечего возразить, но речь идет о другом.

Именно в Карелии, а точнее в деревне Середка, в двух километрах от прославленного Кижского ансамбля, исследователем Павлом Николаевичем Рыбниковым в 1860 году были записаны ярчайшие жемчужины русских былин ставшие потом хрестоматийными. А донес их до исследователя деревенский сказитель Трофим Григорьевич Рябинин. Он родился в деревне Гарницы Сенногубского погоста, рано потерял родителей. Сироту воспитывали, как говориться, всем миром, то есть всем селом. Во время работ и праздников, в ходе общения с другими сказителями, Трофим Григорьевич рассказывал и слушал былины, запоминал, добавлял что-то свое и вновь рассказывал. Многое взял Трофим Рябинин от своего друга и учителя Ильи Елустафьева, который считался лучшим сказителем в олонецкой губернии, от дяди Игнатия Андреева, в чей дом он вступил в качестве работника. После этого уже стал хозяином собственного дома и надела в деревне Середка, имел 4 сыновей, двое из которых погибли на войне, остальные продолжили династию сказителей, которая прервалась лишь через 4 поколения. От сказителя осталось несколько десятков былин, на его выступлении в Географическом обществе присутствовали представители императорской фамилии. Вот как описывало выступление сказителя газета Санкт-Петербурские ведомости: «Пение его — это постоянный речетатив на мелодическую фразу, занимающую объем одной строчки текста из былины. И эта фраза постоянно повторяется с каждою новою строчкою, лишь с самыми маленькими изменениями, условленными количеством слов и слогов...пето все на одну и ту же мелодию, несмотря на разницу былин и песен»

Ну и на последок вот как в одной из былин описывается девушка, тоже богатырка.

Ездит поленница в поле, тешится
Шутит она шуточку не малую —
Кидает она палицу булатнюю
Под эвтову под облаку ходячую
Подъезжает-то она на добром коне,
Подхватит эту паличку одной рукой,
То как лебединым перышком поигрывает;
И не велика эта палица булатная,
Весом-то она девяносто пуд.



А также:
Главная → Карелия → История → Трофим Григорьевич Рябинин