отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Петроглифы
Петроглифы

Во всем мире памятники наскального искусства — явлние национальной гордости, одна из наибольших драгоценностей той или иной державы. Памятники наскального искусства как редчайшие и более ценные раритеты ежегодно являются целью паломничества миллионов туристов всего мира. Популярность данного вида туризма растет, поскольку не удалось найти других более древних памятников монументального искусства. Петроглифы — это древние наскальные изображения, творения художников каменного века, для которых полотном служили прибрежные скалы, а кистью — кремневое долото. Особенно много петроглифов обнаружено на мысе Бесов Нос. Звери, птицы, рыбы, человечки — чего здесь только нет, причем реальные изображения сменяются фантастическими. Древний художник проявил исключительную изобретательность, не зная законов физики добился эффекта катафота (отражения). Территория наскальных изображений тянется на протяжении 20 км, от устья Водлы до устья реки Черной.
В настоящее время резко обозначилась проблема сохранения памятника древности, расположенного под открытым небом. В 2002 году петроглифы побережья Онежского озера были внесены Всемирным фондом памятников в число 100 памятников мирового значения подверженных опасности разрушения.

По материалам: Журавлев  А. П. «Бес на скалах Онежского озера». «В мире онежских петроглифов»
С. Ефремов «Прионежский уезд», 15 мая. «Вестник карельского краеведческого музея, сборник научных трудов», вып. 3., 1995.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Саамы. Традиционные хозяйственные занятия

Этническая картина первобытного населения на территории Карелии ясна не совсем, но ученые сходятся во мнении, что к 1 тысячелетию до нашей эры уже можно говорить о том, что это были протосаамские племена. Известно, что протосаамы проживали на всей территории Карелии и являлись предками современных саамов. В настоящее время саамы живут на территории четырех государств: Норвегии (не менее 25 тыс. человек), Швеции (17 тыс. человек), Финляндии (5,7 тыс. человек) и России (2 тыс. человек). Саамы принадлежат к европеоидной расе, лаполоидному типу. Саамский язык относят к отдельной группе уральской семьи.

Саамы — народ самобытной арктической культуры. Живя с незапамятных времен в суровых природных условиях Севера, они выработали приспособленный к ним тип хозяйства. Древнейший хозяйственно-культурный тип саамов, который в основных чертах сохранился у них до конца XIX — начала XX в., характеризуется сочетанием охоты, рыболовства и оленеводства. Оленеводство играло в жизни саамов огромную роль. Олень давал мясо для питания, шкуры для покрытия жилищ и шитья одежды, служил основным средством передвижения. Саамская система оленеводства была своеобразной и приспособленной как к природным условиям, так и к образу жизни саамов. Зимний выпас оленей, который длился со второй половины ноября по март, происходил в непосредственной близости от поселений. В начале мая начинался отел, проведение которого для саамов было важным и ответственным делом. С начала июня до октября оленей отпускали на вольный выпас. Для этого периода характерны дымокуры и изгороди. Дымокуры устраивали обычно в самое жаркое время, в период обилия комаров и оводов. Делали их из дерна, который складывали горками и поджигали. Дерн сильно дымил и отгонял насекомых от оленей. Изгородь была призвана защищать оленей от волков и препятствовать уходу телят. В октябре происходил сбор стад и передвижение их на зимние лесные пастбища. Другим основным занятием саамов издавна было рыболовство. Многочисленные, изобилующие рыбой озера и реки способствовали развитию этой отрасли хозяйства. Рыбный промысел у саамов преимущественно был женским занятием. Кроме того, саамские женщины занимались плетением наиболее распространенного орудия озерного лова — сети. Средняя длина такой сети составляла около 20 метров, а высота — 3 метра. Не могли саамы обходится и без охоты, которая традиционно была двух типов: сухопутная и морская. Морской зверобойный промысел занимал большое место в хозяйстве саамов, живших по берегам Баренцева и Белого морей. Они занимались так называемой торосовой охотой на гренландского тюленя. Охотники на лыжах шли по льдам и били тюленей из ружей с прибрежных льдов-торосов. Охота на дикого оленя шла почти круглый год. В большом количестве саамы добывали белую куропатку. Охотились также на мелкого пушного зверя.

Пища саамов издавна состояла из мяса и рыбы, мясо традиционно употребляли в зимние месяцы, а рыбу летом. К концу XIX века, когда наблюдается сокращение размеров охотного промысла, основным источником мясной пищи стало домашнее оленеводство. Мясо оленя употребляли в вареном, вяленом или замороженном виде. Вяленое мясо заготавливали впрок, мясо, завяленное на воздухе, а не на огне, считалось наиболее вкусным. В пищу употребляли всего оленя, за исключением головы и легких. Особым деликатесом считались мозги, сердце, язык, желудок и грудинка. Любили саамы и свежую оленью кровь, которую пили как лекарственное средство. Рыба составляла основу рациона саамов преимущественно летом и осенью. Ее жарили, варили, вялили, реже солили. Иногда саамы готовили рыбу «с душком», для чего предварительно зарывали ее на некоторое время в землю. Довольно распространенным пищевым продуктом у саамов издавна была сосновая заболонь. Готовили ее следующим образом: с дерева снимали кору, затем соскабливали ее внутренний белый слой — заболонь и сушили над огнем. После этого ее толкли, смешивали с ржаной мукой (ее покупали у русского населения) и употребляли в пищу. Овощи пришли в рацион саамов лишь в начале XX века, с этого времени получают распространение в основном картофель и лук. Любимым напитком саамов является чай, который они пьют несколько раз в день. Раньше особенно любили пить чай с луком, опуская его в стакан тонкими ломтиками.

Список используемой литературы:
Прибалтийско-финские народы России. — М.: Наука, 2003. — 671 с., с.39,66, 68-69, 92-94



А также:
Главная → Карелия → История → Карелы. Традиционные хозяйственные занятия → Саамы. Традиционные хозяйственные занятия