отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Сейды
Сейды

Сейды — это древние священные камни саамов, племени, проживающего на территории Карелии еще с 1-го тысячелетия до нашей эры. Саамы — древний народ, обладающий традициями и обычаями, уходящими в глубину веков. Для традиционной культуры этого народа было характерно обожествление неживых предметов, наделение их сверхъестественными качествами и поклонение силам природы. Особое распространение получил культ поклонения священным камням — сейдам.

Cаамы считали, что в таких камнях живут духи. Саамский народ верил, что их колдуны не умирали, а уходили в тайгу или тундру и превращались там в камни. Согласно саамским верованиям сейды покровительствовали домашнему очагу, помогали людям в рыбной ловле и на охоте. Поэтому сейды традиционно ставили на высоких берегах и островах так, чтобы их было видно издалека. Нередко можно встретить сейды в виде человекоподобной фигуры или стилизованного изображения человеческого лица. Иногда сейды поставлены на «ножки» в виде 3-4-х маленьких камней. Почитали священные камни по — разному: их одаривали, кормили, иногда совершали жертвоприношения.

По материалам: Мулло И. М. Памятники и памятные места Карелии. — Петрозаводск: Карелия, 1971. —  147с., с. 86

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Охота в Карелии

Охота один из самых древних промыслов на территории Карелии, чтобы не быть голословным и зря не тратить слова обратимся к свидетельствам разных эпох.

Давным-давно, когда люди еще не умели писать и дети не мучались по 11 лет за школьной партой, всю информацию для потомков оставляли с помощью рисунков на камнях, или, проще говоря, петроглифов. Среди этих рисунков уже есть информация об охоте. Особо интересны Беломорские петроглифы. Они изображают сцены морской охоты на крупных морских зверей, с лодок при помощи гарпунов. Дело это было опасное, так как судя по тем же рисункам, иногда лодки переворачивались. Помимо этого камень зафиксировал множество сцен охоты на лосей, которые и сейчас обитают в Карельских лесах.

Если посмотреть Карело-финский эпос Калевала, то там также не единожды описана сцена охоты. Например, главный герой эпоса охотится на медведя:

Выйду из дому на волю,
в лес отправлюсь на работу.
Бор, признай своим героем,
Тапио, — своим слугою!
Дай, Судьба, мне взять добычу,
завалить красавца леса!

...

Вековечный Вяйнямейнен
тут настиг красавца леса,
шелковые смял постели,
сбросил с ложа золотого,

Наконец, исследователь Олонецкой губернии XIX века Поляков описывает промысел охотников на рябчиков:

Начиная с первых чисел сентября, полесники бродят невдалеке от жилых мест, заросших березняком, иногда чистым, иногда смешанным с сосной, елью и осиной. Это места сележные, малеги, на которых некогда бывали пашни, и где первобытные леса вырублены. Здесь, в продолжение осени держится преимущественно рябчик, питаясь частью ягодами, а главным образом почками березы. До самого Покрова составляет он предмет промысла. Охота за ним не требует больших затрат капитала; если у полесника есть ружье, тогда нужно только на один рубль или на полтора пороху. Иначе необходимы только петли, волосяные или конопляные. Хороший охотник распоряжается тем и другим из средств одинаково и останется в большей выгоде, чем ограничивающийся только одним. Идя по лесу, ловец расставляет петли, руководствуясь знанием привычек рябчика и избирая те места, где он кормится, где охотнее садится на землю и чаще оставляет свои следы. Целые сотни петель расставляет охотник на расстоянии десятков верст.

Это лишь несколько моментов посвященных охоте в Карелии, но для рассказа о большем не хватит и целой жизни.