отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Куллерво

О жизни раба Куллерво рассказывает масштабный эпизод леннротовского свода: руны с 31 по 36. Этот раздел является отступлением от развития основных событий сюжета «Калевалы». Он дополняет основной сюжет эпоса рассказом о трагической судьбе Куллерво. Мрачный, поистине трагический образ Куллерво привлекает многих исследователей, писателей, художников и композиторов, в произведениях которых можно увидеть различные трактовки этого персонажа. И эпоха, и личность творца накладывает отпечаток на его образ. В зависимости от сюжетных мотивов этот образ получает толкование в различных произведениях искусства. У Леннрота вектор судьбы Куллерво направлен в тупик. Все эпизоды его горе-судьбы складываются в порочный круг безысходности.
Уже в чреве матери Куллерво становится рабом и всю жизнь борется против своей рабской доли. Он — бунтарь и мститель, доведенный до отчаяния издевательствами своей хозяйки, он превращает хозяйских коров в волков и медведей, и они разрывают хозяйку на части. Все это символизирует борьбу угнетенных с угнетателями.

По материалам: «Научная исследовательская работа студентов. Материалы 56-й научной студенческой конференции», Птз., 2004. Упорова  З. М. «Калевала» в школе«, Птз, 1966.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Резьба по дереву

Любой карельский юноша является латентным профессионалом в резьбе по дереву, до поры до времени его умения в этой области незаметны, но потом наступает период полового созревания, приходит первая любовь и на одной из берез появляется вырезанная фраза: Иван + Марья =... К сожалению, не все после первого опыта продолжают заниматься резьбой по дереву.

В различных частях России карельская деревянная посуда пользовалась большим спросом. Уже в средние века карельский умелец предлагал широкий спектр различных изделий, сделанных из капов или прямоугольных блоков древесины: солонки, ступки, блюда, братины, стаканы, рюмки, ковши, ложки и другие предметы. При этом большинству из этих изделий свойственны массивные тяжеловесные пропорции. Орнаментация практически отсутствует, ее заменяет волнистая структура материала или сделанные на внешней стороне многочисленные выемчатые порезки.

На этом можно было бы закончить и поразиться мастерству карельских резчиков, которые убедили окружающих, что резные узоры не нужны, если бы не прекрасные примеры плоскостной резьбы, которая имела у карел чрезвычайно широкое применение для декорирования деталей оформления домов, орудий женского труда, а для особых эстетов даже ручки граблей и лыжи.

Но особой популярностью пользовались прялки, причем они имели свои локальные особенности. Северокарельские прялки имели веслообразные лопасти, наиболее часто украшались трехгранно-выемчатой резьбой, хотя использовались и желобчатая, контурная однолинейная, а также резьба на проем. Орнаментом служили композиции из прямых зубчатых линий, треугольников, крестов, кругов, лучистых и лепестковых розеток. Прялки южной Карелии имели узкие стреловидные лопасти и украшались сложной контурной резьбой с орнаментом ленточного типа, характерного для древних карел и новгородских земель.

К сожалению, повсеместно распространенное еще в XIX веке, это искусство в XX веке стало затухать и резьбой по дереву занимается все меньше и меньше людей — видимо, постепенно привыкают к процессу исчезновения лесов на земле.



А также:
Главная → Карелия → История → Резьба по дереву