отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Кантеле
Кантеле

Инструмент со «светлым, строгим, простым звучанием», cимвол и выражение гения талантливого карельского народа. Кантеле было широко распространено у вепсов, у ижар. Ближайшие родственники — национальные инструменты эстонцев, латышей, марийцев, чувашей, русских — каклес, кокпе, кюсли, гюсли, гусли. Под аккомпанемент кантеле пелись руны. Оно совершенно по форме, порой было украшено резьбой. Этот инструмент сам иногда по себе замечательное произведение декоративно-прикладного искусства и всегда характерный памятник материальной культуры создавшего его народа.

Считается, что первое кантеле — из челюсти щуки. Щука считалась священной рыбой. Карельские этнографы не раз отмечали следы этого культа. Первое кантеле — это обрядовый инструмент, струны его — из волос коня Хийся, «жеребца, что вечно в мыле», у которого «из волос огонь струился, подымался дым из гривы». Считается, что волосы умерших людей способны оживлять заведомо неодушевленные предметы, т.е. вселять в них душу.

Когда первое кантеле было потеряно, Вяйнемяйнен делает деревянное. Первое — арфа с резонатором у основания струн, второе — корпус, характерный для щипковых инструментов типа гуслей, с двумя деками и обечайками. Любопытно упоминание о пропитке второго кантеле морской водой.

По материалам: В. Пулькин «происхождение красоты».

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Мемориальные комплексы на территории Питкярантского района

Богата и разнообразна история нашего края. Исторический путь карельской земли самым неразрывным образом связан с историей России в целом. Даже самые глухие и забытые уголки Карелии вписали немало страниц в историю нашей страны.

К примеру, Питкярантский район прославился благодаря активнейшим действиям на его территории во время советско-финляндской кампании 1939 — 1940 годов и событий 1944 года по освобождению Петрозаводска от финских оккупантов. Именно на этот небольшой по своим размерам район (всего 2,2 тыс. кв. км.) обрушились главные силы противников, что привело к ожесточенным боям. Прямыми материальными свидетельствами происходивших в этой местности событий являются многочисленные остатки полевых укреплений, окопы, рвы, стрелковые ячейки, блиндажи.

В последние десятилетия на местах боёв под Питкярантой местные поисковые отряды занимаются поиском погибших солдат, их захоронением, а также сбором вещественных материалов военных лет. Здесь находятся одиночные и 18 братских могил, в которых покоится около 20 тысяч воинов. Сейчас на территории Питкярантского района охраняется свыше 50 воинских захоронений, а также два мемориальных комплекса.

Один из них, историко-мемориальный комплекс «Ниетъярви» представляет собой участок печально известной «линии Маннергейма» с системой траншей, дотов, дзотов, минных полей, противопехотных и противотанковых заграждений. Здесь шли упорные бои в июне 1944 года на заключительном этапе Свирско — Петрозаводской операции под командованием К. Мерецкова, закончившейся освобождением столицы.

На месте массовой гибели советских воинов в 1939-1940 годах располагается мемориальная зона так называемая «Долина героев» или «Долина Смерти». В состав мемориального комплекса включены памятник «Крест скорби», место возложения цветов и венков, «Поляна памяти». Совсем недавно в 2000 году, здесь установили памятник. Приглашение известных художников и скульпторов, работа над проектами и непосредственное возведение мемориала растянулась на долгих 8 лет. В 1992 году было принято решение об установлении памятника, в 1994 выбран один из проектов, автором которого стал народный художник Российской Федерации Лео Ланкинен. Свою работу автор назвал «Крест скорби». Пятиметровый обелиск из металла представляет собой распятие, к которому с обеих сторон прильнули, раскинув руки вдоль перекладины, финская и русская женщины. Создавая памятник, Ланкинен нередко приезжал на место его возведения и подолгу бродил по местам сражений, где погибло множество воинов и с советской и с финской стороны. Поэтому по центральной идее автора изображение двух матерей символизирует скорбь, память о погибших, говорит о переосмыслении прошлого и примирении, согласии народов России и Финляндии.

Сейчас у молодоженов Питкяранты сложилась традиция приезжать к памятнику и возлагать цветы погибшим воинам. Ежегодно в районе проводится спортивный кросс, финишем которого является «Крест скорби». Пожалуй ни один путешественник не пропустит мемориал, проезжая на своем транспорте и ни один туристический маршрут не обходит его вниманием.

Список используемой литературы:
Историко-культурные и природные достопримечательности на международном маршруте «Голубая дорога» в Республике Карелия. — Петрозаводск, 2000. — 48 с., с.36-37
Историко-мемориальный комплекс «Долина героев». — Петрозаводск, 2006. — 6с., с.1-6



А также:
Главная → Карелия → История → Мемориальные комплексы на территории Питкярантского района