отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Кофе

Вроде бы напиток никакого отношения к северу не имеющий. Частично это так. Кофе на севере всегда был привозной, дорогой и поэтому широкого распространения не получил. Но все же этот напиток пили и с ним связаны определенные традиции. Например, на севере Карелии «кофе считался мужским напитком и пили его подсоленным. Для осветления кофе использовали сушеную кожу рыбы или рыбью чешую. Ее кипятили сушили на солнце и хранили в сухом месте». 

По материалам: Карельская и финская кухня. — Петрозаводск: Карелия, 2001. – 336 с.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Особенности жизни и занятия вепсов

К коренным малочисленным народам Карелии, согласно принятым в этнологии критериям, относят карелов и вепсов. В конце 1-го тысячелетия до н. э. начинается формирование финно-угорского этноса на территории Карелии, затем произошло разделение финно-угорского этноса на протосаамов, корелу и весь. Первое упоминание о веси мы находим в «Повести временных лет», в которой единственной географической привязкой для локализации этого племенного образования является Белоозеро. Современные вепсы не имеют единой и компактной этнической территории, а проживают тремя группами. Северные или шелтозерские вепсы заселяют юго-западное побережье Онежского озера (5864 чел.), средние — Ленинградскую область (4273 чел.), а южные проживают в Вытегорском районе Вологодской области (728 чел.). В Карелии большая часть вепсов живёт в городах (3885 чел.), около трети (2069 чел.) — в сельской местности. Сельское население сосредоточено в созданной в 1996 г. Вепсской национальной волости. Она состоит из двух сельсоветов — Шелтозерского и Рыборецкого. Вепсы — один из народов, принадлежащих к европеоидной расе, беломоро-балтийскому типу. Вепсский язык относят к финно-угорской группе уральской семьи.

Вепсы в национальной одежде
Основными свидетельствами по древней истории вепсов являются археологические находки. Именно благодаря археологическим материалам появляется возможность судить о занятиях, о быте и даже о внешнем виде вепсов. Так, например, найденные в результате археологических раскопок серпы, железные топоры и фрагменты тканей, основа которых содержала льняные нити, указывают на широкое развитие земледелия у вепсов. Среди зерновых культур у вепсов основными были рожь, ячмень, овес, повсеместно сеяли репу, а картофель получает распространение только на рубеже ХIХ — ХХ веков. Однако, несмотря на тяжёлый труд земледельцев, собранного зерна хватало только на 5-6 месяцев. Причиной этому было низкое качество почв и неблагоприятные климатические условия с резкими перепадами температур. Археологические материалы показывают, что вепсы разводили лошадей, коров, овец, в меньшей степени свиней. В XIX — начале XX века крестьянская семья среднего достатка держала 1 лошадь, 1—2 коровы, 2—3 овцы, несколько кур. Важная роль животных в хозяйстве, а также трудности ухода за скотом способствовали появлению множества примет, верований, магических обрядов, связанных с животноводством и пастушеством. Считалось, что опытные пастухи заключают договор с «хозяином леса», который не трогал скот, если пастух отдавал ему в жертвы 1—2 коровы, часть молока или предметы одежды. Кроме того, пастух соблюдал ряд запретов: ему нельзя было ломать сучья в лесу, есть ягоды и грибы, убивать животных, запрещалось также стричься, бриться, драться и ругаться.

Множество озер и рек на территории вепсского края способствовало широкому распространению здесь рыболовства. В лесных озерах ловили окуня, щуку, плотву. Рыбаками использовались разные орудия рыбной ловли. Особое распространение получили сетевые снасти: неводы, сети, мережи и так называемые морды (конусообразная конструкция, изготавливаемая из прутьев).

Охота также являлась древнейшим занятием вепсов, однако в XIX — начале XX для основной массы вепсского населения охота уже имела подсобное значение. Охотились в основном на зайца, белку, лисицу, куницу, шла охота и на волка, лося, медведя. Большое значение в жизни вепсов играли различные промыслы и ремесла. Вепсы занимались выделкой седел, было развито бондарное и гончарное ремесло. Зимой и ранней весной мужчины занимались заготовкой и сплавом леса. Каменотесы Шокши и Рыбреки получили известность далеко за пределами родных мест. Кроме того, большая часть необходимой для хозяйства утвари изготавливалась в домашних условиях. В обработке бересты вепсы достигли совершенства. Из нее делали корзины, чашки, ложки и прочие предметы обихода.

В связи с тем, что основным занятием вепсов было земледелие, то основу их пищевого рациона составляли мучные продукты, главным из которых являлся хлеб из ржаной муки. Для вепсской кухни характерно изобилие изделий из кислого и пресного теста. Рыба, которую очень любили, играла вообще большую роль в питании. Мясо обычно ели только в период тяжелой физической работы. Немалое место в питании занимали плоды собирательства: грибы и ягоды. Из напитков вепсам были известны различные квасы, молоко и чай, который пили только по праздникам. Обязательным праздничным напитком вепсов было пиво, крепкие напитки употребляли крайне нечасто и мало, поэтому увидеть пьяного человека в вепсской деревне было большой редкостью.

Список используемой литературы:
Прибалтийско-финские народы России. — М.: Наука, 2003. — 671 с., с. 341, 371, 374-377, 396-399 Рябинин  Е. А. Весь / Е. А. Рябинин // Природа. — 1993. — № 1. — 128 с., с 86



А также:
Главная → Карелия → История → Особенности жизни и занятия вепсов