отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Царство Маналы

Это царство имеет множество названий: Мана, Туонела, Туони. В финской мифологии Манала — загробный мир, расположенный на далеком севере, под землей. Также называется и река, и сами хозяева загробного царства. Манала-река течет в глубоком ущелье, отделяя мир мертвых от мира живых. Воды ее, судя по преданиям — поток мечей и копий. Для большего удобства чтения в переводах Манала пишется с большой буквы, хотя это просто синоним «смерти» или понятия «потусторонний мир». Туда попадали «похищенные болезнью», «убитые грозною смертью». Хозяйничало в тех местах божество Мана-Маналайнен. Попасть в страну Маны можно было через туманную далекую реку Туонелу, которая считалась «святой речной пучиной», рекой, ведущей «в вечные потоки Манны». Черные потоки Туонелы текли в нижних пределах Маналы. Сама река Туонела называется в «Калевале» «черной» и определяется также как «пролив», «сумрачный поток». В основном там водилась щуки и змеи.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Статьи и обзоры

Строительство дома — святое дело

Одной из жемчужин Заонежской земли, что в Карелии, издавна считается Кижская волость. Центром волости является остров Кижи, к которому примыкают еще множество небольших островов. На этих островах и располагаются деревни русских Заонежья, которые начали заселять эти земли еще в XII веке. Во времена расцвета волости количество деревень достигало ста. Традиции местных племен и традиции русского населения смешались и вылились в особую, уникальную культуру — культуру русских Заонежья. Деревни, в большинстве своем, строились на берегах.

Древние славяне вкладывали большой смысл в постройку дома, ведь во время постройки дома человек становится подобен богам, которые создали вселенную. Дом человека — это его мир, предназначенный для защиты всего его рода. Каждому этапу строительства дома придавался большой смысл — и времени начала работ, и выбору места строительства, и подготовке строительных материалов. На каждом этапе соблюдались особые ритуалы, корнями уходившие в предания предков.

Начинали выбирать место после Покровских праздников. Непригодными местами были такие, как заброшенная старая дорога, так как считалось, что по ней могут уйти из дома весь достаток и вся жизнь; место, где когда-то случался пожар, происходила какая-либо поломка или проливалась кровь. А вот лучшими места для строительства считались те, где останавливался конь, запряженный в повозку с бревнами для строительства дома. После того, как место было выбрано, оно очищалось и освящалось хозяином — его опахивали по всему периметру, замкнутая линия была символом круга солнца, затем с четырех сторон хозяин прикатывал четыре камня, больших и добротных, которые клались в углы дома и служили его основанием.

Деревья для строительства нового дома всегда рубили в крещенские морозы, так как в сильный мороз из дерева выходят лишние соки и смола. Никогда не брали высохшие на корню деревья, потому что в них нет жизненных сил, и люди стали бы болеть в доме, построенном с использованием таких деревьев. Так же не подходили скрипучие деревья, деревья, выросшие на перекрестках троп и дорожек, ведь перекресток всегда считался местом скопления нечисти. Рубя дерево, человек извинялся перед древесными духами, которые он тем самым изгонял из ствола, всегда предлагал им угощение.

Строительство дома начиналось в марте, обязательно в новолуние. Сруб будущий хозяин возводил сам, на последующие работы на помощь приходили родственники и соседи. Во время возведения сруба сажали молодую березку и вешали на нее иконку. Если дерево стояло зеленым, значит, строительство шло доброе, а если жухли на дереве листья — значит, творится что-то нехорошее. Особыми обрядами сопровождалось укрепление сволоки, на которую настилали потолок, к ней привязывали вывернутый мехом наружу полушубок, в него заворачивали хлеб. Когда укрепление сволоки завершалось, разрубали веревку, на которой висел полушубок, и хлеб падал на землю. Если хлеб падал верхней коркой кверху, то считалось, что в семье будут рождаться мальчики, если верхней коркой книзу — девочки.

Окна и двери — это вход в мир человека, их всегда особенно тщательно защищали. И на окне и на двери был наличник. Перед дверью обязательно присутствовал порог, который был границей между мирами живых и мертвых. Оконный проем считался не только «окном в мир», но так же считалось, что в него могут подглядывать злые силы, которые могут сглазить живущих в избе и тем нанести вред. Поэтому окно всегда обрамлялось наличником, украшенным множеством языческих символов. На ночь окна всегда защищались закрытыми ставнями, которые создавали иллюзию сплошной стены, так же непроницаемой для нечистых сил.

Сруб станет домом только тогда, когда его согреет своим теплом очаг. Огонь был хранителем обитателей дома и его гостей, сохранял достаток в доме. По поверьям за печкой жил домовой, если ему житье в этой избе приходилось по душе, то он следил за хозяйством, противодействовал замыслам нечистой силы.

Строительство дома завершено, теперь он готов принять своих жильцов. Строились дома в среднем около года. Строительство сопровождалось многочисленными обрядами, традициями, верованиями. Русским Заонежья было свойственно бережное отношение и уважение к окружающему миру, что прослеживается даже в том, как они подходили к вопросам строительства своих домов.


фотогалерея
  • о. Кижи, деревянный дом
  • о. Кижи, образец украшения наличников окна
  • о. Кижи, деревянный дом
  • о. Кижи, деревянный дом
  • о. Кижи, деревянные дома
  • о. Кижи, образец украшения наличников окна

Ознакомьтесь с полным списком предлагаемых туров! Если вы хотите написать обзор, статью или рассказать о своих
впечатлениях, присылайте нам свои статьи и обзоры.


свежие новости
Главная → Статьи и обзоры → Строительство дома — святое дело