На территории Карелии издревле добывали жемчуг в районах Ладожского и Онежского озер, на Белом море, повсеместно на севере Карелии. Карельские «ловцы жемчуга» отправлялись на промысел только в чистой одежде, предварительно помолившись и помывшись в бане. При ловле жемчуга нельзя было ссориться, произносить бранных слов или находиться в плохом расположении духа. Особенно знаменит был добычей жемчуга Кемский район. На его старинном гербе изображен венок из жемчуга на голубом фоне. А жемчуг (серебристо-белый или с голубым оттенком), который добывался местными артелями, очень ценился, считался ювелирным и даже поставлялся к царскому двору. Лучшие жемчужины, выкупленные у местных ловцов , на столичных рынках выдавались за «ориентальные», то есть выловленные в тропических морях. А. Хребтов писал в своем исследовании: «Русский жемчуг вообще, и в особенности добываемый в Кемском уезде, очень хорош по цвету, блеску и форме ».
Жемчугом традиционно расшивали одежду знати и церковнослужителей, предметы культа. Также в крестьянской среде жемчугом украшались женские головные уборы, ожерелья, венцы.
В Карелии традиционно занимались не только
вышивкой жемчугом, но и техникой, которая наследовала материал, – бисероплетением. Со временем жемчуга становилось все меньше и добывать его в тех масштабах, в которых требовало производство и спрос не было возможности. Поэтому жемчуг стали заменять бисером. Так, в Карелии вплоть до середины 17 века, жемчуг и бисер не различали и называли этими названиями один и тот же материал.
Характерны и популярны были в Заонежье так называемые «серьги-бабочки», плетеные из бисера украшения. Это был достаточно крупный элемент украшения – 5- 9 см., наравне с короной, венчавшей голову невесты. Делали такие серьги из тонкой меди или латуни и обтягивали сетью с различными рисунками низания. Между подвеской и мочкой вставлялся ажурный бант или крылья, нанизанные на белый конский волос, почему такой вид серег и получил название – «серьги - бабочки».


В комплекс праздничных украшений заонежанок входили не только серьги-бабочки, но и бусы-жгуты, которые особенным образом вязались из жемчуга. Основой для бус служила льняная или хлопчатобумажная нить, на которую нанизывали бисер. Этото этап работы требовал внимания и математического расчета, так как рисунок рассчитывался именно на этом этапе, и малейшая ошибка могла привести к его сбою. Затем, использую такую заранее подготовленную нить, мастерица начинала вязать крючком, подвязывая по очереди каждую бисеринку.
Еще один вид бус украшал заонежских крестьянок – это бусы из бисера, низанные на конский волос в виде яйцевидных звеньев. Звенья цепи выполнялись из шести или восьми бисерных нитей, переплетенных между собой и составляющих крупные бусины.
В настоящий момент технологии изготовления всех этих уркашений восстановлены в музее-заповеднике «Кижи» и в рамках проекта «ожившая экспозиция» демонстрируются на острове Кижи летом и в одном из выставочных залов музея зимой (по заявке группы).
* в статье использованы фотографии из фондов музея-заповедника "Кижи"
материал собран: Волкова Мария