отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Ольха

В пору весеннего таяния снега на ольхе набухают сережки —  ее соцветия, содержащие каждое до 300 очень мелких цветков. Они формируются за год до цветения. В народных славянских представлениях, в песенном фольклоре ольха — женщина. В ольхе наши предки видели человеческое существо, родственную душу, потому что живет она не сотни лет, а людской век — 100 лет, в редчайших случаях доживая до 150 лет. Древесина ольхи ломкая, хрупкая. Но погруженная в воду, она наоборот, твердеет. На русском севере верили, что ольху боится нечистая сила. Ольха обогащает питательными веществами почву, на которой растет. Считалось, что это дерево способствует и человеческой плодовитости. Ольховый лист клали в обувь новобрачным. Ольха является еще и природным красителем. Можно получить целых 5 цветов: огненно-красный, черный, коричневый, желтый и ярко-зеленый. Правда, вот в грозу под ней укрываться не советуют. В нее часто ударяет молния.

Богичева В. Ольха. \\ Наука и религия. 2007, № 8.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Ткачество в Карелии

Ткачеством в Карелии, как и в других регионах России, традиционно занимались женщины. Ткацкий стан или станок стоял в каждой избе. На нем ткалась одежда на всю семью – тонкая льняная ткань для нижней одежды и толстое верхнее сукно, половики и дорожки для дома, полотенца – повседневные и праздничные (ритуальные), скатерти, постельное белье и даже паруса.

Процесс ткачества был ритуален сам по себе. Нить и полотно становились символом человеческой жизни и ее течения во времени, челнок символизировал корабль, плывущий по волнам жизни.
 
Для тонких тканей применяли льняную нить, для более толстых и грубых добавляли конопляную, шерстяную нити. Ткали женщины в основном во время Великого поста. А до этого времени велась подготовка материала для ткачества – лен надо было вырастить, собрать, вымочить, разостлать, досушить, дальше шел процесс мятья, трепания, чесания, прядения из кудели нитки. Для всего были свои инструменты и хитрости, которыми владела каждая хозяйка.
 
Например, в Олонецкой губернии бытовало два способа влагообработки — росение и мочение. В Пудожском уезде предпочтение отдавалось мочению льна в естественных водоемах — озерах и речках. В Петрозаводском уезде лен замачивали в заливах Онежского озера.В деревнях Заонежья иногда использовали ямы, оставшиеся от добычи глины.   
 
Тонкое, вытканное из льна полотно называли «лен по льну», более грубый холст для верхней одежды называли «пачесное» или «изгребное». Во втором виде ткани сочетали льняную нить с конопляной. Одеяла карелы и вепсы ткали из шерстяных нитей, русские Заонежья и Пудожского районов шили их из разноцветных лоскутов.
 
Скатерти в Карелии ткались фактурные, классического белого цвета. Выполнялись они сложными приёмами тканья - браным одноуточным и многоремизным.
 
В технике саржевого переплетения, используя от 3-х до 5-ти педалей, ткали полотно для верхней одежды – балахонов, портов, кофт.
 
Закладной техникой карелки Сегозерья ткали полотенца и подолы рубах. Отличается она тем, что сплошной фоновый уток здесь не прокладывается, все детали цветного узора и белого фона выполняются в закладе самостоятельной нитью.
 
Тканые узорные полотенца, подзоры и женские рубахи изготовлялись браной двухуточной техникой тканья. Двухуточное тканье не отличается особой сложностью, но это очень трудоёмкая техника и она требовала от ткачихи большого внимания и достаточно сложных математических расчетов, так как малейшая оплошность при отсчёте нитей вызывала искажение всего рисунка.
Чаще всего в технике браного тканья использовались геометрические узоры, иногда антропоморфные изображения и мотивы растений (стилизованные фигур хвойных деревьев, стилизованные человеческие фигуры и изображение рака). Несмотря на ограниченный круг геометрических мотивов, выполненные в технике браного ткачества работы чрезвычайно разнообразны. Если говорить о цветовой гамме, то, также как и в карельской вышивке, преобладали красный и белый цвета. В технике браного тканья использовались специальные  дощечки – бральницы. Браное ткачество было широко распостранено у карел Сегозерья, Олонца и русских Поморья и Пудожья.
 
Техника полотняного переплетения: в ней ткали однотонное белое или серое полотно для рубах и полотенец; многоцветную «пестрядинную» полосатую и клетчатую ткань на юбки, сарафаны; половики и одеяла.
 
Ткачество поясов и тесьмы
 
Особым образом ткались пояса и тесьма для украшения одежды. Пояс был чрезвычайно важным элементом одежды. Он охранял, оберегал хозяина от нечистой силы.
Для изготовления тесьмы применялись льняные и шерстяные нити. Ткали пояса двумя способами – «на дощечках» (деревянные дощечки небольшого размера с отверстиями по углам, куда продеваются нити) и «на бердышках» (небольшое подобие ткацкого стана). Техника «на дощечках» позволяла создать орнамент из вертикальных цветных полос, мелким узором. Более сложные узоры, которые повторяли орнамент полотенец, праздничных рубах ткались на «на бердышках».     
На настоящий момент в Карелии ткачеством занимаются мастера «ожившей экспозиции», проекта музея-заповедника «Кижи» и частные мастера не только в столице республики, но и в районах. Мастер-классы по ткачеству предлагаются в Заонежье, Олонецком  и Калевальском районах. Во многих районах есть ткацкие избы, где детей обучают ткацкому ремеслу.
 
В статье использованы фотографии музея-заповедника "Кижи"
 
Материал собран: Волкова Мария


А также:
Главная → Карелия → Искусство и культура Карелии → Ремесла в Карелии → Ткачество в Карелии