Гончарное дело на те
рритории Карелии начинается еще с эпохи неолита (IV-II тыс. до н.э.). По берегам Онежского озера и на его островах археологами обнаружены стоянки (Вожмариха, Пегрема, Вертилово), где в результате раскопок найдены керамические черепки, относящиеся к ямочно-гребенчатой керамике. Восстановленные сосуды имеют конусообразную форму, скорее всего их ставили между камнями. Сосуды украшены геометрическими орнаментами – насечками, кругами, ромбам, образуемыми из ямок, выдавленных в глине.
Первые гончарные круги находят на раскопках вепсских курганов на р. Оять в VI-XIII в. Керамические изделия этого периода в Карелии отличаются простыми формами и функциональностью.
Добыча глины велась в Карелии, тогдашней Олонецкой губернии, в Оятском, Андомском, Лодейнопольском, Вытегорском, Сосновецком месторождениях. Глина в Карелии, из-за особенностей почвы, так называемая «тощая» - менее пластичная и более хрупкая, чем тот же материал в средней полосе России. При обжиге становится светло коричневого, почти белесого цвета. Олонецкие крестьяне занимались лепкой горшков и домашней утвари в свободное от земледелия время, обжигали изделия в обычных печах, плотно закупорив дверцу и достигая температуры обжига в 700-800 градусов. Дальнейшая обработка изделия подразумевала «задымление» - приданое изделию темного, почти черного цвета и большей прочности, или глазурирование. Глазури изготавливали самостоятельно, используя свинец, марганец, белую глину.
Орнамент применялся небогатый – полосы, прямые или волнистые, темного цвета, которые выделялись на фоне коричневого глиняного черепка.

Предприятия на территории Карелии, которые во времена советской власти занимались гончарным производством – это разнообразные артели (Шелтозерская, Кондопожская, Олонецкая, Заонежская, в Олонце был Райпромкомбинат, в Пудоже и Рыбреке были артели). Позднее осталось два производства – Райпромкомбинат в Сортавале и комбинат в селе Деревянное. Дольше всех просуществовал комбинат в селе Lеревянное, который выпускал продукцию вплоть до начала XXI века.
На настоящий момент керамические традиции в Карелии поддерживают частные мастера, продукцию которых можно купить в сувенирных лавках в Петрозаводске и районах.
* в статье использованы фотографии из фондов музея-заповедника "Кижи"
* современный керамический сосуд - работа мастера Романа Леонтьева
материал собран: Волкова Мария