"Кижане" привезли в столицу презентационную программу "Музей, открытый миру", являющуюся серьезным общероссийским культурным проектом. На четырех выставочных площадках, предоставленных, к слову, совершенно бесплатно, жителям и гостям столицы было продемонстрировано почти 400 предметов из фондов хранилища русской северной культуры. Основным событием программы стала выставка "Кижи". Путь длиною в три столетия>, которая открылась и до 30 октября работала в музее храма Христа Спасителя. Организовано это мероприятие было непосредственно по благословлению Патриарха Алексия II, под чьим патронажем находится ставропигиальный Спасо-Кижский приход на острове Кижи.
Эта выставка знакомит зрителей с лучшей частью коллекции древнерусской живописи. В экспозиции представлено 68 икон XVI-XVII вв. из трех православных святынь, расположенных на острове, — церкви Воскрешения Лазаря из Успенского Муромского монастыря, часовня Михаила Архангела из деревни Леликозеро и церкви Спаса Преображения, и впервые за 20 лет лики святых предстают перед посетителями выставки. Но уникальность ее заключается не только в этом. Экспозиция представляет собой "Кижи" в лицах тех, кто каждый раз дает древнему острову новую жизнь: это сотрудники музея и гости, что оживляют маленький клочок суши в солнечный летний период, гости от простых туристов со всего мира до президента России и других высокопоставленных лиц. Также это первая выставочная программа музея, организованная совместно со Спасо-Кижским Патриаршим подворьем.
Не менее популярный и значимый проект "Кижи" — мастерская детства> был представлен в московской прогимназии № 1768. На открывшейся там выставке посетители познакомились с творческими работами детей и студентов, отражающими взгляд молодых авторов на историко-культурное и природное наследие острова. А дети на практике могли ощутить трудности и радости деревенского быта: они узнали, как в северных деревнях, например, стирали и гладили белье по старинке или как варили и ели картошку в мундире, что для московских ребят оказалось совершенно в диковинку. Как рассказала директор музея Эльвира Аверьянова, ребята остались в совершенном восторге.
— У них был такой интерес, полное погружение, — поделилась директор музея на пресс-конференции, посвященной московской поездке. — Чтобы сохранить нашу культуру, наше наследие, работу начинать надо с детей.
По мнению Эльвиры Аверьяновой, именно музеи должны сыграть в этом большую роль. Развитию этой сферы деятельности должны послужить два семинара, подготовленные сотрудниками музея для музейных педагогов из Москвы: "Музейная педагогика в учебно-воспитательном процессе школы" и "Менеджмент в музейно-образовательной сфере. Музей и образовательные учреждения. Система взаимодействия"
Помимо этих двух проектов москвичи увидели также работы известного карельского фотохудожника Олега Семененко в зале Всероссийского общества охраны памятников, истории и культуры, а также выставку "Юрий Ушаков и Русский Север", которая была открыта в музее архитектуры им. А. В. Щусева. К слову, фотовыставка в зале Общества охраны памятников стала второй, которую там проводит музей. Первой была экспозиция работ московского фотографа Андрея Удалова "Кижи — взгляд из Москвы", проходившая несколько лет назад.
О значимости программы "Музей, открытый миру" и деятельности "Кижей" ярко говорит хотя бы тот факт, что на пресс-конференции перед официальным открытием Дней музея в Москве присутствовали представители более 30 печатных и электронных изданий, а всего за время презентационных мероприятий на них побывали журналисты из более чем 50 российских СМИ.
Впрочем, не только журналистам было интересно искусство Русского Севера. Пока еще рано подводить итоги, но, как отметила заместитель директора музея Людмила Шилова, то количество посетителей, что побывали только на презентационных мероприятиях, а это около 1000 человек, — говорит о том, что работе программы дан очень хороший старт.