отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Осина
Осина

Едва ли найдется дерево, отношение к которому было бы столь негативным. Она не годилась ни на строительство, ни на дрова. В самую тихую погоду листья на ней трепетали. Это привлекало внимание человека. Сложилось немало легенд и рассказов об осине. Легенды были связаны прежде всего с эпизодами христианской истории. Народная фантазия сделала осину местом постоянного обитания черта. «Осину черт колышет», — так объяснялось дрожание листьев. Осиной широко пользовались в магических целях ведьмы и колдуны. «Грешное» дерево запрещалось вносить в дом и даже сажать вблизи человеческого жилья. Также люди остерегались прятаться под осиной в грозу. По народным поверьям в грозу Господь св. Илья преследовали чертей, поэтому непременно поражали ее ударами грома. Но зло, да и вообще нечистое начало якобы заключенное в осине, с успехом обращалось против самого себя, и осина являлась наиболее действенным средством в борьбе с нечистью. Чаще всего ее использовали как обычный оберег.

Агапкина Т. О. О «чертовом» дереве — осине. \\ Россия. 1995, № 9.

Михайлов Л. Е. Осина.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Заселение Карелии: средние века и начало нового времени

Новый этап в истории заселения территории Карелии начинается в раннее средневековье и длится вплоть до конца XV века – это период, когда Карелия входила в состав Новгородских земель.

Новгородская земля являлась одним из крупнейших государственно-территориальных образований в Средневековой Руси. Границы Новгородских владений доходили на севере до берегов Белого моря, а на востоке – распространялись за Уральские горы. Новгород, к тому моменту ставший крупнейшим центром русской торговли и стремившийся к расширению торговых связей, обращает свой взор в сторону северных соседей. Новгородское купечество осваивает берега Белого моря, Печору и Северную Двину.
Карельская земля оказалась в составе двух из пяти пятин Новгородской республики: Обонежской пятины и Водской пятины. По Онежскому озеру пролегало несколько торговых путей, по которым вслед за новгородскими купцами очень скоро стали ходить и купцы иноземные. В середине XIII века Вотская, Ижорская и Корельская земли прочно входили в состав Новгородского государства.
Активно в XII – XIII веках проходило и проникновение новгородского крестьянства в Карелию. Со временем вдоль водных дорог стали возникать русские поселения и происходил процесс смешения и ассимиляции двух культур. Рядом с поселениями финно-угров стали возникать новые селения – селения русских крестьян, пришедших как с территории Новгорода, так и из центральной части Руси (что связано с монголо-татарским нашествием и миграцией населения на север).
Также немаловажную роль в освоении северных (в том числе и карельских) земель также сыграло христианство, а именно – православные монахи и монастыри. Монахи-отшельники, первыми пришедшие на суровые и пустынные земли севера Руси, стали первопроходцами и проложили путь уже для крестьян. Так изначально возникало место, где селился этот отшельник, о котором постепенно распространялась информация в «ближайших» поселениях (иногда они могли находиться за много десятков верст). К монаху, искать Божьей благодати, отправлялось некоторое количество человек, отчего поселение росло, часто со временем превращаясь в монастырь. А уже у стен монастыря постепенно возникали деревни и слободы.
В период с XII по XVII века очень частыми также были нападения соседей – шведов, ливонцев – на карельскую землю, которые являлись бедствием для местного населения, так как оно подвергалось нещадному разорению. Поэтому очень часто повторялся следующий процесс: противник совершал набег на какое-то поселение или монастырь, разорял его, после чего в тех краях какое-то время царило запустение. Затем жизнь вновь восстанавливалась, отстраивались дома, возрождалось хозяйство. Но через некоторое время возрожденное поселение могло быть вновь разорено из-за шведского набега. Такое беспокойное приграничное положение было сложным для населения карельской земли еще и потому, что для ведения большого количества небольших воин власти очень часто набирали пополнение в войска из местных крестьян, отрывая их от земли и замедляя итак не очень интенсивное (по сравнению, например, с Черноземьем) освоение края. В 1478 году территория Карелии вошла в состав уже Московского государства, после аннексирования Иваном III  Новгородской республики.  
Был в средневековье и период, когда часть карельской территории оказалась в составе Швеции. Это был период Смуты в Московском царстве, когда центральная власть была настолько ослаблена, что не смогла противостоять агрессии со стороны Швеции. Именно тогда часть карельского населения, спасаясь от насильственного приведения к лютеранству, переселилась южнее (нынешние тверские карелы). Новая граница между государствами была установлена в 1617 году, и начало ее водной части было отмечено знаком, получившим название Варашев камень.
А в 1721 году после окончания Северной войны и подписания Ништадского мирного договора, утраченная часть карельских земель была вновь возвращена России и включена в состав уже Российской Империи.

Наталья Кузнецова



А также:
Главная → Карелия → История → Народы Карелии → Заселение Карелии: средние века и начало нового времени