отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Мельница Сампо
Мельница Сампо

Мельница-самомолка, которую выковал Илмаринен, один из главных героев «Калевалы». Существует 2 варианта истории о Сампо: северно-карелький и приладожско-карельский. Первый был использован Э. Леннротом для создания своей версии Сампо в «Калевале». Оказавшись в беспомощном положении в море, гонимый ветром и волнами Вяйнямейнен попадает в чужой край, где его подбирает хозяйка Похъялы и выручает из беды. Но Вяйнемейнен не хочет оставаться на чужбине, просит, чтобы его доставили домой. Хозяйка Похъялы требует изготовить ей за это Сампо и обещает в награду выдать за него свою дочь. Вяйнямейнен либо сам изготовляет Сампо, либо присылает взамен кузнеца Илмаринена. Изготовитель Сампо получает обещанную невесту. Хозяйка Похъялы прячет Сампо в Каменной горе. Сампо похищается либо непосредственно по изготовлении, либо позднее, специально организованной в Похъялу «экспедицией».Если похищение происходит непосредственно по изготовлении сампо, то вместе с ним обычно похищается и невеста. Когда хозяйка Похъелы обнаруживает пропажу, она устраивает погоню. На море разгорается битва, во время которой Сампо разбивается на куски, часть из которых тонет в море, а часть попадает на землю, часть хозяйка уносит к себе. От кусков Сампо море становиться богатым, земля получает плодородие, растения — силу роста… С наличием Сампо всегда связывается идея благополучия, зажиточного рода, обладание «посевом», «пашней», «силой»…Образ Сампо формируется на основе мифологических представлений о происхождении культурных благ. Сампо и есть одно из культурных благ, их своеобразное обобщение.

По материалам: Э. С. Киуру «Миф о Сампо»// «Калевала» — памятник мировой культуры«, Птз, 1986.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Куллерво

О жизни раба Куллерво рассказывает масштабный эпизод леннротовского свода: руны с 31 по 36. Этот раздел является отступлением от развития основных событий сюжета «Калевалы». Он дополняет основной сюжет эпоса рассказом о трагической судьбе Куллерво. Мрачный, поистине трагический образ Куллерво привлекает многих исследователей, писателей, художников и композиторов, в произведениях которых можно увидеть различные трактовки этого образа. И эпоха, и личность творца накладывает отпечаток на его образ. В зависимости от сюжетных мотивов этот образ получает толкование в различных произведениях искусства. У Леннрота вектор судьбы Куллерво направлен в тупик. Все эпизоды его горе-судьбы складываются в порочный круг безысходности.
Уже в чреве матери Куллерво становится рабом и всю жизнь борется против своей рабской доли. Он — бунтарь и мститель, доведенный до отчаяния издевательствами своей хозяйки, он превращает хозяйских коров в волков и медведей, и они разрывают хозяйку на части. Все это символизирует борьбу угнетенных с угнетателями.

«Научная исследовательская работа студентов. Материалы 56-й научной студенческой конференции», Птз 2004. Упорова  З. М. «Калевала» в школе«, Птз, 1966.



А также:
Главная → Карелия → История → Эпос «Калевала» → Куллерво