отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы


Найти место или достопримечательность

Если вы не нашли искомого:
Водяной

Водяной — хозяин рек, озер, болот и других водоемов. Зовут его еще и водяником, и водовиком. Вначале предметом поклонения была сама вода. И только потом возникла персонификация. Вера в водяного укреплялась чувством страха, который вызывали у людей глубокие омуты с темной водой, с воронками, уходящими в неведомую пучину, засасывающие болота, бурные реки. Внешний образ водяного складывался из сочетания вполне человеческих признаков с необычными. Чаще всего это старик с зеленовато-седой бородой, голый, весь в тине, подпоясанный зеленой травой, в травяной шапке, черный, обросший, с лапами вместо рук, с двумя рогами и хвостом. В любой момент он способен превратиться в щуку или сома, прикинуться толстым бревном. Зимой водяной, как и сама вода, спит. И если какое-то место в водоеме не промерзало, считалось, что оно тает от дыхания спящего. С началом весны он, голодный и сердитый, просыпается, ломает лед и гоняет рыбу. Для человека водяной олицетворяет вредоносную разрушительную стихию.

Липатов В. Водяной. \\ Юность. 1998, № 3.

Грушко Е. А. Энциклопедия русских чудес.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

места и достопримечательности Карелии

Остров Колгостров

Колгостров расположен в Уницкой губе Онежского озера. Для островов Онежского озера остров достаточно велик, его длина составляет 4,5, а шириной — 1,5 километра. Научная экспедиция на Колгостров состоялась в 1972 году, возглавлял её известный в Карелии историк и археолог А. П. Журавлёв. Тогда там были открыты энеолитические стоянки, датируемые 3 тысячелетием до нашей эры. Кроме того, ученые обнаружили остатки древних жилищ саамов (древнейшего населения Карелии) в виде углублений в почве на 3 метра. Были найдены остатки погребений и культовых сооружений в виде каменных кладок из валунов круглой и овальной формы.

Наиболее интересные объекты Колгострова расположены на заросшей лесом скале в юго-западной его части. Скала вытянута на протяжении километра с севера на юг и имеет ширину 200-400 метров. Она расположена рядом с одноименной деревней. В древности, вероятно, скала эта резко обрывалась в воду, однако в дальнейшем по мере отступления воды Онежского озера образовался небольшой участок суши, где и была основана деревня.

В давние времена, ещё до XIII века в этих краях проживали вепсы, карелы, еще раньше саамы. Затем на эти земли пришло русское население из новгородских земель. Русские перевели старинное название острова и получилось «Колгостров», что с языка прибалтийско-финских народов означает «Звонкий остров». В дальнейшем название острова перешло и в название скалы: «Звонкая щельга» или просто «колокол» именно так называли скалу.

Название свое скала получила от камня-валуна, находящегося в северо-западной ее части. Камень этот по преданию обладал оригинальным свойством издавать мелодичный звук при ударе о его верхнюю часть небольшим булыжником. К этой скале каждое лето на Ильин день собиралась молодежь, и некоторые из приглашенных гостей стучали по камню. Говорили тогда, что звук от удара напоминал звон одного из колоколов церкви из соседней деревушки.

Ученые обследовали необычный камень, он представляет собой природный валун размером 1,5×0,75×0,67 метров. Верхняя его часть имеет ярко выраженные следы многочисленных ударов. А такой необычный акустический эффект камню придает трещина на верхней части, которая образует резонирующую полость.

Камнем заинтересовались специалисты Петрозаводской консерватории. Изучив мелодичные свойства «Звонкого» камня, музыканты выдвинули гипотезу, что его вполне можно использовать в качестве самозвучащего инструмента мотофона.

Недалеко от камня вдоль края отвесной скалы были зафиксированы наскальные знаки. Одна группа представляет собой лунки чашевидной формы глубиной до 10 см и диаметром 10-25 см. Другой вид знаков — знаки естественного происхождения в виде окружностей или овалов, пересекающихся линиями. Однако большая часть участка, где находятся знаки, покрыта мхом и кустарником, некоторые, по-видимому, разрушены.

Вероятно, что многие сооружения на Колгострове подвергались неоднократному разрушению в ходе христианизации края, их уничтожали как языческие святилища, вместе с тем, традиция посещения «звонкого» камня бытовала среди христианского населения ещё и в ХХ веке.

Список используемой литературы:Мельников И. В. / Святилища древней Карелии. — Петрозаводск: Карелия, 1998. —  133с., с. 67—70







найти по районам
Главная → Достопримечательности → Остров Колгостров