отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Петроглифы
Петроглифы

Во всем мире памятники наскального искусства — явлние национальной гордости, одна из наибольших драгоценностей той или иной державы. Памятники наскального искусства как редчайшие и более ценные раритеты ежегодно являются целью паломничества миллионов туристов всего мира. Популярность данного вида туризма растет, поскольку не удалось найти других более древних памятников монументального искусства. Петроглифы — это древние наскальные изображения, творения художников каменного века, для которых полотном служили прибрежные скалы, а кистью — кремневое долото. Особенно много петроглифов обнаружено на мысе Бесов Нос. Звери, птицы, рыбы, человечки — чего здесь только нет, причем реальные изображения сменяются фантастическими. Древний художник проявил исключительную изобретательность, не зная законов физики добился эффекта катафота (отражения). Территория наскальных изображений тянется на протяжении 20 км, от устья Водлы до устья реки Черной.
В настоящее время резко обозначилась проблема сохранения памятника древности, расположенного под открытым небом. В 2002 году петроглифы побережья Онежского озера были внесены Всемирным фондом памятников в число 100 памятников мирового значения подверженных опасности разрушения.

По материалам: Журавлев  А. П. «Бес на скалах Онежского озера». «В мире онежских петроглифов»
С. Ефремов «Прионежский уезд», 15 мая. «Вестник карельского краеведческого музея, сборник научных трудов», вып. 3., 1995.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Особенности жизни и занятия вепсов

К коренным малочисленным народам Карелии, согласно принятым в этнологии критериям, относят карелов и вепсов. В конце 1-го тысячелетия до н. э. начинается формирование финно-угорского этноса на территории Карелии, затем произошло разделение финно-угорского этноса на протосаамов, корелу и весь. Первое упоминание о веси мы находим в «Повести временных лет», в которой единственной географической привязкой для локализации этого племенного образования является Белоозеро. Современные вепсы не имеют единой и компактной этнической территории, а проживают тремя группами. Северные или шелтозерские вепсы заселяют юго-западное побережье Онежского озера (5864 чел.), средние — Ленинградскую область (4273 чел.), а южные проживают в Вытегорском районе Вологодской области (728 чел.). В Карелии большая часть вепсов живёт в городах (3885 чел.), около трети (2069 чел.) — в сельской местности. Сельское население сосредоточено в созданной в 1996 г. Вепсской национальной волости. Она состоит из двух сельсоветов — Шелтозерского и Рыборецкого. Вепсы — один из народов, принадлежащих к европеоидной расе, беломоро-балтийскому типу. Вепсский язык относят к финно-угорской группе уральской семьи.

Вепсы в национальной одежде
Основными свидетельствами по древней истории вепсов являются археологические находки. Именно благодаря археологическим материалам появляется возможность судить о занятиях, о быте и даже о внешнем виде вепсов. Так, например, найденные в результате археологических раскопок серпы, железные топоры и фрагменты тканей, основа которых содержала льняные нити, указывают на широкое развитие земледелия у вепсов. Среди зерновых культур у вепсов основными были рожь, ячмень, овес, повсеместно сеяли репу, а картофель получает распространение только на рубеже ХIХ — ХХ веков. Однако, несмотря на тяжёлый труд земледельцев, собранного зерна хватало только на 5-6 месяцев. Причиной этому было низкое качество почв и неблагоприятные климатические условия с резкими перепадами температур. Археологические материалы показывают, что вепсы разводили лошадей, коров, овец, в меньшей степени свиней. В XIX — начале XX века крестьянская семья среднего достатка держала 1 лошадь, 1—2 коровы, 2—3 овцы, несколько кур. Важная роль животных в хозяйстве, а также трудности ухода за скотом способствовали появлению множества примет, верований, магических обрядов, связанных с животноводством и пастушеством. Считалось, что опытные пастухи заключают договор с «хозяином леса», который не трогал скот, если пастух отдавал ему в жертвы 1—2 коровы, часть молока или предметы одежды. Кроме того, пастух соблюдал ряд запретов: ему нельзя было ломать сучья в лесу, есть ягоды и грибы, убивать животных, запрещалось также стричься, бриться, драться и ругаться.

Множество озер и рек на территории вепсского края способствовало широкому распространению здесь рыболовства. В лесных озерах ловили окуня, щуку, плотву. Рыбаками использовались разные орудия рыбной ловли. Особое распространение получили сетевые снасти: неводы, сети, мережи и так называемые морды (конусообразная конструкция, изготавливаемая из прутьев).

Охота также являлась древнейшим занятием вепсов, однако в XIX — начале XX для основной массы вепсского населения охота уже имела подсобное значение. Охотились в основном на зайца, белку, лисицу, куницу, шла охота и на волка, лося, медведя. Большое значение в жизни вепсов играли различные промыслы и ремесла. Вепсы занимались выделкой седел, было развито бондарное и гончарное ремесло. Зимой и ранней весной мужчины занимались заготовкой и сплавом леса. Каменотесы Шокши и Рыбреки получили известность далеко за пределами родных мест. Кроме того, большая часть необходимой для хозяйства утвари изготавливалась в домашних условиях. В обработке бересты вепсы достигли совершенства. Из нее делали корзины, чашки, ложки и прочие предметы обихода.

В связи с тем, что основным занятием вепсов было земледелие, то основу их пищевого рациона составляли мучные продукты, главным из которых являлся хлеб из ржаной муки. Для вепсской кухни характерно изобилие изделий из кислого и пресного теста. Рыба, которую очень любили, играла вообще большую роль в питании. Мясо обычно ели только в период тяжелой физической работы. Немалое место в питании занимали плоды собирательства: грибы и ягоды. Из напитков вепсам были известны различные квасы, молоко и чай, который пили только по праздникам. Обязательным праздничным напитком вепсов было пиво, крепкие напитки употребляли крайне нечасто и мало, поэтому увидеть пьяного человека в вепсской деревне было большой редкостью.

Список используемой литературы:
Прибалтийско-финские народы России. — М.: Наука, 2003. — 671 с., с. 341, 371, 374-377, 396-399 Рябинин  Е. А. Весь / Е. А. Рябинин // Природа. — 1993. — № 1. — 128 с., с 86



А также:
Главная → Карелия → История → Особенности жизни и занятия вепсов