отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Кикимора
Кикимора

Этот женский мифологический персонаж обитал в жилице человека, приносил вред, ущерб, мелкие неприятности хозяину и другим людям. Под этим словом подразумевались и другие мифологические персонажи: жена домового, лешего, русалка, полудница, оборотень... Кикимору представляют в виде безобразной скрюченной старушки, смешной, уродливой, одетой в лохмотья. В одних случаях происхождение кикиморы связано с «нечистой» смертью (это может быть ребенок, проклятый родителями), другие считают, что кикимора появляется в домах, построенных на «плохом месте», (там, где зарыт покойник). В некоторых случаях ее появление связывают с «порчей». Присутствие кикиморы в жилище человека расценивалось как признак того, что в семье не благополучно. Основным признаком кикиморы является ее связь с прядением, шитьем. Чаще всего она рвет и путает шерсть. Защитой от кикиморы является молитва, упоминание Божьего имени.

Левкиевская Е. Е. Кикимора, шишимора.\\ Славяноведение. 1998., № 6.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Обряд строительства дома

Строительство дома с самого начального этапа для древних жителей Карелии было действием священным. Ведь дом в представлениях крестьянина — это не просто его жилище, это его мир, его вселенная. Поэтому, опасаясь за здоровье и жизнь домочадцев, русские мастера при строительстве дома совершали все возможные заклинательные действия, направленные против сил зла.

Прежде всего, необходимо было выбрать особые деревья для строительства, да такие, чтобы не относились к разряду «буйных» или «стоеросовых». Считалось, что если такое дерево попадет между двумя бревнами стены избы, то разрушит все строение и хозяева погибнут. Нельзя было для строительства дома использовать священные деревья. К таким относились деревья, растущие на месте сгоревшей церкви или часовни, на могиле или очень старые деревья. Существовал запрет на использование деревьев, выращенных человеком. Несоблюдение подобных запретов согласно мировоззрению людей, непременно приводили к смерти и болезням домочадцев.

Выбор места для строительства дома также имел большое значение. Нельзя было обустраивать место, где калечились люди, где проходила дорога, где раньше стояла баня или сгорел дом. Счастливым считалось то место, куда ложился рогатый скот.

Непременным условием начала строительства было освящение места нового дома. После этого под углы первого венца бревен клали с магической целью клочок шерсти для тепла, горсть зерна или деньги для богатства, ладан или воск для святости. Вместе с тем, во все время сооружения бревенчатого сруба внутри него должно было находиться молодое деревце с иконкой на нем.

Особыми обрядовыми действиями сопровождалось укрепление матицы — основы всей конструкции верха жилища, на которую настилался потолок: к ней привязывали вывернутый мехом наружу полушубок и каравай хлеба.

После завершения постройки устраивался пир. Кроме того, своеобразные пиры устраивались и по окончании каждого этапа строительства. Особо почитались печники, им полагалось богатое угощение после установки печи и трубы. Крестьяне тогда верили, что печник мог назло скупым хозяевам положить в трубу бутылку или перо, которые при сильном ветре «завывают» в трубе. Плотники также наделялись сверхъестественными способностями. Поэтому, нанимая артель плотников, хозяева старались во всем угодить строителям.

Вселение также сопровождалось многочисленными обрядовыми действиями: вселяться лучше всего было в полнолуние. Счастливыми днями для новоселья считались двунадесятые праздники, а особенно Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Рождество Богородицы, Сретение, Благовещение, Вознесение Господня и другие.

В Карелии был свой обряд, связанный с вселением в новый дом. В первую очередь в дом вносили икону, квашню, каравай хлеба с солью, а хозяйка в подоле несла петуха. При входе в дом хозяйка становилась лицом к двери и бросала петуха, если петух в воздухе кукарекнет, то в новом доме жизнь будет хорошая. Традиционно в новую избу переносили домового из старого дома. Обычно домового переносили в горшке с углями из старой печи, и, придя в новое жилище, пересыпали в печь.

Список используемой литературы:
Рыбаков Б. А. / Язычество Древней Руси. —  М.: Наука, 1988. —  781с., с. 466
Тароева Р. Ф. / Материальная культура карел. — М-Л.: Наука, 1965. —  230с., с. 96



А также:
Главная → Карелия → История → Обряд строительства дома