Перед началом текущего учебного года Министерство образования решило оценить, насколько эффективны ВУЗы и провело мониторинг их по 50 характеристикам. Правда те пять основных параметров, по которым определялась эффективность не только вузовскими работниками, но и выпускниками, признаны не самыми удачными.
Критерии, выбранные для мониторинга (студенты-бюджетники должны иметь средний балл по ЕГЭ не менее 63), объем научной деятельности (не менее 95000 руб. на сотрудника), уровень доходов ВУЗа (не меньше полутора миллионов рублей), доля получивших дипломы университета иностранцев (3% от числа всех выпускников), площадь учебных помещений, приходящаяся на одного студента (от 11 кв. м.), по мнению вузовских работников, не могут дать точной картины эффективности ВУЗа.
Например, учебные заведения, особенно гуманитарные, не могут иметь столь высоких доходов от ведения научно-исследовательской работы. То, что столь прославленные ВУЗы, как МАрхИ, оказались в списках неэффективных, представленных на www.diplomer.ru (и вполне могут быть закрыты), просто удивительно. Министерство провело мониторинг эффективности в отношении более полутысячи институтов, и почти треть из них оказалась неэффективной и в ближайшие годы может быть закрыта, если положение не изменится. Министерство собирается потребовать от руководства неэффективных учебных заведений принять меры, оказывая им помощь, включая финансовую, - но их дальнейшая участь будет определяться по результатам проверки каждого учебного заведения рабочими группами, созданными в каждом регионе.
По представленным материалам проверок в министерстве будут приняты решения по исправлению ситуации либо, если неэффективность чрезвычайно высота, о закрытии таких ВУЗов и их филиалов. Считается, что в ближайшие несколько лет может быть закрыта пятая часть университетов и около трети филиалов, поскольку они не в состоянии дать студентам нормальные знания.
Однако, вузовские работники считают подбор критериев для определения эффективности не совсем верным – определять эффективность ВУЗа по количеству иностранных выпускников нельзя, потому что тогда руководство будет принимать на учебу людей только потому, что они – граждане других государств. Эффективность университета должна определяться по уровню знаний выпускников этого учебного заведения: достаточно было бы провести хотя бы выборочную аттестацию преподавательского состава, студентов последних курсов, выпускников каждого ВУЗа и их успешности после получения диплома. Кроме того, определять эффективность по размерам учебных зданий также неправильно – качество знаний студентов не всегда зависит от этого показателя. Это становится очевидным тем более, что в число неэффективных ВУЗов зачислен РГГУ, славящийся высоким качеством образования. Рейтинг учебных заведений в мировой практике принято определять также по количеству и частоте цитирования научных публикаций в профильных международных журналах.