В педагогической науке нет единения в определении относительно воспитательной работы. Помимо того, что существуют различные определения такого понятия, как форма воспитания, есть еще много ее классификаций. Дискуссии на этот счет нескончаемы и длятся уже не один десяток лет. Чтобы понять суть определения «формы воспитательной работы» стоит подумать, в чем заключаются ее функции.
В первую очередь это организаторская функция. Любая из форм воспитательной работы предлагает решение определенной организаторской задачи. Организатором может быть не только педагог, но и кто-то из учащихся. Организация процесса должна отражать определенную логику в действиях участников. Установлены обобщенные методики в организации разных форм проведения воспитательной работы, традиционно это проведение конкурсов, инсценировок, бесед и различных творческих начинаний. Каждый из этих методов базируется на определенных этапах организаторской деятельности.
Еще одна функция – регулирующая. Использование какой-нибудь из форм, позволяет регулировать отношения между коллективом учащихся и педагогом либо между детьми. Как показывает педагогическая практика, каждая из форм оказывает разное влияние на процесс сплочения школьников. Именно формы, в которые заложена необходимость взаимодействия людей, участвует в формировании социальных взаимоотношений.
Третья функция носит информативный характер. Это приводит к подаче знаний учащимся и к актуализации уже имеющихся у них знаний. Исходя из вышесказанного, исходя из функционального подхода, можно сказать, что форму воспитательной работы надо воспринимать, как инструмент организации педагогического процесса для регулирования отношений между педагогами и учащимися.
Форма, по сути дела, призвана обеспечить реализацию целей, и в то же время иметь разное содержание, иногда отличное от первоначального. Таких форм насчитывается более нескольких тысяч, которые могут быть похожими. Но, как считает Е.В. Титова, все формы можно разделить на три типа: мероприятия, дела и игры. Их отличие заключается в целевой направленности, позиции участников и воспитательных возможностях.
Мероприятие - это некий процесс, кем-то организованный для воспитуемых с принятием их участия. К делам она относит общую работу, какое-то действо, приносящее пользу себе и людям. Ну, и игры – это, конечно, отдых и развлечение.