Несмотря на бушующие за окном снежные и экономические бури, профессионалы карельского турбизнеса не испытывают тревоги относительно перспектив на 2009 год. Их оптимизм подкрепляется прогнозами специалистов Федерального агентства по туризму и Российского союза туриндустрии. На туристском рынке России ожидают стабилизации спроса на популярные региональные направления, к которым в полной мере можно отнести и Карелию. О перспективах развития туризма в республике мы беседуем с начальником отдела министерства экономического развития Владимиром Громовым.
— С одной стороны, негативно на развитии туристского рынка скажется глобальное сокращение туристских поездок,— говорит он.— Дорогие туристские продукты, не относящиеся к группе товаров первой необходимости, вымываются из корзины потребительских расходов среднестатистического гражданина. В результате наблюдается отложенный спрос на туристские услуги, свидетельство чему снижение посетителей на крупнейших мировых туристских выставках. Эта тенденция уже прослеживалась на крупнейшей в Скандинавии выставке «МАТКА» в январе в Хельсинки.
С другой стороны, развитие внутреннего туризма даст прогнозируемое снижение в среднем на 15–20% выездных туристских потоков из России, особенно сильно ощущаемое в межсезонье. В результате произойдет перераспределение туристских потоков с выездов за рубеж на поездки внутри страны, что позволит сохранить объем поездок на уровне не ниже прошлогоднего — 32 млн. человек. Ожидается даже его рост на 4–5%, в том числе за счет сокращения числа поездок россиян за рубеж. А для Карелии именно путешественники из Москвы и
— Вероятно, посещение республики туристами из соседней Финляндии тоже может положительно повлиять на ситуацию в отрасли?
— Да. Доля финских туристов во въездном туристском потоке в республику составляет 25–30%. Та же выставка «МАТКА» продемонстрировала, что интерес финских туристов к дальним поездкам снизился. А поездки в соседние страны, такие как Карелия и Эстония, становятся заменой пляжному отдыху, причем наибольший спрос проявляется на рынке активных видов туризма, которые динамично развиваются в Карелии (рост по объемам активного туризма составляет до 30% в год). Кроме того, на конкурентоспособности карельских турпродуктов скажется девальвация рубля, повышение привлекательности для зарубежных потребителей цен на местные услуги.
— Неужели кризис может обернуться в пользу карельскому туризму?
— Многое зависит от того, как к нему подготовились. Например, при сокращении спроса на жилье строительные компании, скорее всего, обратят внимание на гостиничную отрасль. Карелия лучше многих регионов подготовилась к притоку инвестиций в туризм. Разработана и реализуется генеральная схема размещения объектов и инфраструктуры туризма, что позволило активизировать выделение земельных участков под строительство объектов инфраструктуры туризма. Разработанный на основе генеральной схемы проект «Карелия туристская» получил высокую оценку
— Кризисы приходят и уходят, а тяга к путешествиям остается. Активизация продаж турпутевок станет одним из сигналов о преодолении пика кризиса. Но неверно было бы полагать, что успехи придут сами собой?
— Названные тенденции создают лишь благоприятные предпосылки для туристского бизнеса Карелии, но не гарантируют безоблачного будущего. Для того, чтобы ими воспользоваться, выжить и выйти на новые рубежи развития в условиях ужесточения конкурентной борьбы за ускользающие турпотоки, необходимо правильно реагировать на вызовы времени. Сегодня с трудом достающиеся ресурсы должны быть расчетливо направлены на прорывные направления развития.
Большое значение приобретает теория и практика «поляризованного» развития, приложения усилий к точкам максимального роста. Именно такой подход демонстрируется правительством Карелии в сфере туризма. В условиях недофинансирования региональной программы развития туризма Карелия смогла укрепить свое присутствие на рынке туристских услуг скандинавских стран благодаря яркому участию в выставке «МАТКА». Для перехода к агрессивному продвижению карельских турпродуктов изготовлен мобильный стенд республики оригинальной конструкции, который впервые будет использован для презентации на крупнейшей в России международной туристской выставке «Интурмаркет» 21–24 марта в Москве.
— Но, как говорится, на кризис и власти надейся, а сам не плошай. Что можно посоветовать туристским организациям республики?
— Карельским туроператорам необходимо развиваться, пока их потенциальные клиенты не ушли к другим. Для этого и создаются условия, воспользоваться которыми могут компании, стремящиеся не только сохранить завоеванные позиции, но и активно включающиеся в поиск и выработку новых идей и стратегий. Чтобы остаться на плаву, турфирмам необходимо изучать изменение стратегии поведения потребителей в кризис. Сейчас никто не может позволить себе спокойно «почивать на лаврах» вчерашних успехов: ниспровергаются авторитеты турбизнеса, подвергаются сомнению устоявшиеся бренды, рынок очищается от рутины и снобизма, приходят более эффективные игроки, лишенные стереотипов.
— Всегда проблематичным для карельского туризма было межсезонье. Что делается для привлечения туристов в республику зимой?
— 23 февраля в селе Деревянное прошел снегоходный фестиваль «Снежная сказка», 5–6 марта организуется IX выставка «Карелия
Беседу вел Наиль Шабиев.
Курьер Карелии