Еще во времена заселения новгородцами Заонежья в XII веке, сюда была принесена культура деревянного судостроения, без которой невозможно было освоение озерного края. Жизнь любой семьи исторической Кижской волости была связана с сельским хозяйством, промыслами и сообщением между прибрежными поселениями, поэтому каждая крестьянская семья имела лодки для собственных нужд. По сей день в Заонежье многие живущие на острове Кижи и по островам вокруг него имеют в хозяйстве лодку-кижанку — гребную, под парусом и, как веяние времени, с мотором.
Опыт судостроения и условиям судоходства в Заонежье сформировали своеобразный тип лодки получившей в ХХ веке название — кижанка. Оригинальная конструкция корпуса и особенности технологии его постройки свидетельствуют о развитой местной традиции судостроения, ее уникальности и многовековой истории. Идеально приспособленная к особенностям Онежского озера, эта лодка имеет неповторимые обводы, острые у штевней (корма и нос) и развалистые к середине. Благодаря такой форме она обладает хорошей остойчивостью, большой грузоподъемностью и скоростью.
Сегодня живы традиции, которые поддерживают мастера братья И. В. и Н. В. Судьины, Ф. Н. Лисицын, С. Н. Филин, М. П. Рогачев, братья И. А., Н. А., Ю. А. Степановы. Закладка кижанки в плотницком центре — это первый опыт строительства традиционной заонежской лодки в музее, хотя идея самим построить лодку вынашивалась давно. Сегодня появилась такая возможность благодаря расширению материально-технической базы музея. На острове Кижи введен в эксплуатацию реставрационный комплекс, в одном из помещений которого и начато строительство новой лодки размерами: длина почти 5 метров, ширина около 1,5 метров. Это будет не самая большая кижанка в Заонежье. Ее строительство идет с соблюдением традиционных технологий: лес заготовлен в зимний период, из кокоры — елового пня с большим корнем вытесываются изогнутые носовая и кормовая части лодки (форштевень и архештевень). В работе используются традиционные плотницкие приспособления и инструменты: топор, пилы — поперечная и продольная, полукруглый рубанок-медведка, клещи для прижима досок друг к другу, металлический циркуль, коловорот, деревянный молоток-киянка и др.
Строят лодку сотрудники Плотницкого центра Сергей Николаевич Филин и Андрей Кузнецов. В свое время Сергей Филин строил лодку вместе с отцом, а Андрей Кузнецов — с дедом. В этих коренных заонежанах живет генетическая память, они не просто наблюдали за процессом, но и принимали в нем непосредственное участие.
По словам Андрея Ковальчука, начальника Плотницкого центра, музей не стремится поставить производство лодок на поток, главная задача — сохранить ремесло, приобрести новый для коллектива центра опыт и принять участие в юбилейной X Кижской регате на своей лодке.
Елена Добрынина
gov.karelia.ru