В рамках VII Международного фестиваля народной музыки «Кантеле» при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ, Министерства культуры и по связям с общественностью РК и Администрации Петрозаводска 13 сентября в Городском выставочном зале (пр. Ленина 26) откроется выставка «Код кантеле»
Выставка посвящена народной музыке и музыкальным инструментам, тем людям, которые сохраняют секреты мастерства их изготовления и игре на них. Здесь можно не только увидеть и услышать инструменты, старинные или сделанные современными мастерами, но и прикоснуться к миру народных ремёсел и музыки, окунуться в жизнь и атмосферу, которой обычно окружены эти уникальные предметы — инструменты универсального общения между людьми. Такой синтетический образ выставки складывается и благодаря участию мастеров декоративно-прикладного искусства, предоставивших для экспозиции свои «звучащие» работы: керамические свистульки, колокольчики и окарины, резные деревянные ложки, берестяные шаркунки, деревянные трещотки, шумовые инструменты из копыт оленя и многое другое. Атмосферу выставки дополняют авторские реконструкции карельского и финского народного костюма Ирины Порошиной.
Главный для финно-угорских народов струнный инструмент — кантеле в этой экспозиции не просто представлен во всем многообразии форм и звучаний, но является главным ключом к миру народной музыки, связанный родственными узами не только с русскими гуслями, но и многими инструментами других народов. На выставке экспонируются карело-финские кантеле, йоухикко, сарви, мянкери, ханты-мансийские санквылтап,
Многие инструменты, представленные на выставке, сделаны руками не только известных в Карелии дизайнера Анатолия Мешко, музыкантов Александра Леонова и Дмитрия Демина, но также студентов Карельского государственного педагогического университета, не один год занимающихся изготовлением кантеле под руководством Владлена Фёдоровича Тропина на факультете технологии и предпринимательства.
Сам процесс рождения кантеле, опоэтизированный карело-финским эпосом «Калевала», своей мифологической стороной предстает в деревянных резных панно художника Игоря Гашкова. Технологическая же сторона изготовления кантеле приоткрывается в фотографиях, сделанных в мастерской Александра Фролова, создающего инструменты для Государственного ансамбля песни и танца «Кантеле».
Современные кантеле изготовленные в Финляндии предоставил для выставки замечательный музыкант и рунопевец Лео Севец. Его, играющего на кантеле, можно увидеть на фотографиях Андрея Чернышева. Черно-белая фотосерия этого автора включает и портреты Александра Леонова, еще одного мультиталантливого музыканта, чьими руками сделан целый ряд инструментов, представленных на данной выставке. Он и его инструменты — главные герои и цветных фотографий Игоря Леднёва. Мастерам колокольного звона, уникальному фестивалю звонарного искусства на острове Кижи, посвящена большая серия фотографий Юлии Утышевой. А среди фотографий, предоставленных Виталием Голубевым, особенное внимание привлекает редкий снимок принца Эдварда Уэльского, который учится играть на кантеле во время своего визита в Карелию.
Гостьей выставки «Код кантеле» являются екатеринбургская художница Наталья Широкова, чьи живописные работы на бумаге посвящены мифологии народов Севера, которую невозможно представить без шаманского бубна и музыки.
Целую энциклопедию бытования музыки и музыкальных инструментов народа Коми прислала на выставку педагог и фотограф-любитель из Сыктывкара Мария Алексеевна Полоскова. Её серия фотографий свидетельствует о сохранении корневых музыкальных традиций в Республике Коми, где и дети и взрослые поют народные песни и играют на народных инструментах.
Мария Юфа
директор Городского выставочного зала