отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Айно
Айно

Одна из самых поэтичных образов «Калевалы», девушка, не пожелавшая выйти замуж за старого Вяйнемяйнена и утопившаяся в море.

Образ Айно во многом создан фантазий составителя «Калевалы» Леннорта. Даже ее имя, означающее «единственная», придумано этим легендарным собирателем карело-финского фольклора. История Айно очень трагична: ее брат Ёукхайнен дерзко вызвался состязаться с Вяйнемяйненом в искусстве пения, но проиграл мудрому старцу и едва не был убит. Чтобы спасти себе жизнь, Ёукхайнен пообещал противнику в жены свою сестру Айно. Пытаясь избежать ненавистного брака, Айно идет на берег моря и там гибнет. Подобный сюжет часто встречается в балладах северной Карелии: там поется о девушке Анни, которая не желала быть женой Осмойнена и покончила с собой в амбаре, где ее тело потом нашла мать.

Однако Айно гибнет не бесследно. В ее образе воплотился еще один характерный для карело-финского фольклора сюжет о девушке-рыбе, которую вылавливает один из персонажей (Вяйнемяйнен, Илмаринен, Лемминкяйнен). Она превращается в рыбу и живет в море, а когда Вяйнемяйнен вылавливает ее, он не узнает, что это погибшая по его вине Айно.

Благодаря истории этого персонажа в «Калевале» возникает еще одна коллизия: гибель сестры дает Ёукхайнену повод отомстить Вяйнемяйнену.

По материалам: Вступительная статья//«Калевала», Петрозаводск: Карелия, 1998.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Традиционная северная игрушка – из ткани и дерева

В Карелии, как и во многих других районах России, кукол для девочек изготавливали из различных подручных материалов. Это могли быть солома, зола, глина, холст, нитки, дерево, лыко. Приемы изготовления таких кукол или игрушек были различными. Самая простая и распространённая кукла – это кукла Пеленашка. Делали ее очень просто, сворачивали из ветоши трубочку и «пеленали» кулечек в платочек, который тоже мог быть изготовлен из ветоши. Играя с Пеленашкой, девочка училась заботиться о будущем ребенке, игра помогала понять назначение женщины на Земле. Матери и бабушки шили для девочек тряпичные куклы – в южной Карелии они назывались - tytti, в Северной Карелии – kuklani. Куклы не выбрасывали и никому не отдавали, их хранили, помнили их «имя» и «возраст». Во дворе для девочек строили домики, где в упрощенной форме воспроизводилась обстановка крестьянского жилища. Девочки качали куклу, наводили порядок в своем домике, стряпали – лепили из глины «калитки» и «овсяники», пряники из древесной коры.

О том, как делали кукол в карельской деревне Вендюры рассказала петрозаводчанка Лариса Леонидовна Игнатьева:
 Особый вид кукол в Карелии - «рванка». При ее изготовлении к ткани не прикасались ничем металлическим – ни ножницами, ни иглой.  Кукла была одновременно и оберегом, и игрушкой. Одевали «рванку» в традиционный костюм южных карел – рубаху, юбку, передник, пояс, платки.
Куклу «стригушка» первоначально женщины изговавливали прямо в поле, во время жатвы, чтобы успокоить игрой детишек. Скручивалась эта кукла из соломы и наряжалась в лоскутки. Позднее таких куколок стали изготовлять для детской игры круглогодично, иногда их делали из незрелых злаков, тогда кукла приобретала зеленоватый оттенок. «Стригушками» их называли по-видимому потому, что нижний край куклы подстригали – выравнивали.
Из соломы делали и обрядовых кукол, из первого «именного» снопа изготовленная кукла считалась священной. Для изготовления «стригушки» понадобится липовое лыко или солома, нитки, лоскутки для наряда. Сырье лучше предварительно замочить.
На территории Карельского Поморья на Николу Зимнего приходился праздник всех поморов. В этот день изготавливали соломенное чучело, у которого были голова, туловище, руки и ноги. Наряжали такое чучело в мужчкой костюм, сажали в дырявую лодку и выталкивали в воду. Таким образом поморы одаривали водяного и благодарили Николу Морского за благоплучное возвращение с промысла.
Традиционно на настоящий момент на свадьбы в Карелии дарят куколок «неразлучников». Обычай это не карельский, а русский и пришел к нам не так давно.
Традиционная кукла в Карелии – это образ женщины, матери, берегини, оберега. Кукол –мужчин не делали. Еще одной отличительной особенностью вплоть до 20 века является то, что кукол делали безликими. Такая кукла не могла быть злой, в нее не могла вселиться нечистая сила и сглазить ребенка или принести в дом несчастье. 
Особый вид игрушек – игрушки из дерева. В конце 19-начале 20 века известна такая игрушка, как «панки». Это северная скульптурная деревянная игрушка. Вырезалась она поморами – рыбаками с помощью топора, ножовки, ножа из цельного куска дерева (сосны или березы). Формы таких игрушек очень просты: плоские, колоколовидные, цилиндрические, четырехгранные. Детализация минимальна. В более поздних появляются реалистические детали, такие как платок, коса. В более ранних – глаза и рот передаются впадинами, иногда на «панки» нанесен узор из точек, кружков, полос, иногда трехгранная выемчатая резьба.
Одна из версий названия такой игрушки: «панг» - ненецкое слово, обозначающее корень, ствол, стебель. Большинство игрушек окраски не имеют.
По такому же принципу создавались деревянные коники – из единого куска дерева при помощи топора, ножовки и ножа. Украшались они несложными кругами, полосами или небогатый узор выжигался при помощи штампиков.
Во многих сувенирных магазинах Петрозаводска и других городов Карелии предлагаются ажурные деревянные "птицы счастья" очень популярные среди туристов. Такая обереговая игрушка тоже достаточно традиционна для Карелии. Раньше на Севере бытовал обычай вешать деревянных щепных птиц в красном углу, над киотом с иконами или над обеденным столом.Известный писатель-путешественник Сергей Васильевич Максимов, посвятивший себя народоведению, в книге “Год на Севере”, изданной в 1859 году, несколько раз упоминает о голубках, сделанных из лучинок, “которыми любят украшать потолки своих чистеньких зал все богачи прибрежьев Белого моря”.  

В статье использованы материалы книги: Загадки народной куклы/ Дмитрий Москин, Татьяна Яшкова. - Петрозаводск: Периодика, 2010

материал собран: Волкова Мария



А также:
Главная → Карелия → Искусство и культура Карелии → Ремесла в Карелии → Традиционная северная игрушка – из ткани и дерева