отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Ольха

В пору весеннего таяния снега на ольхе набухают сережки —  ее соцветия, содержащие каждое до 300 очень мелких цветков. Они формируются за год до цветения. В народных славянских представлениях, в песенном фольклоре ольха — женщина. В ольхе наши предки видели человеческое существо, родственную душу, потому что живет она не сотни лет, а людской век — 100 лет, в редчайших случаях доживая до 150 лет. Древесина ольхи ломкая, хрупкая. Но погруженная в воду, она наоборот, твердеет. На русском севере верили, что ольху боится нечистая сила. Ольха обогащает питательными веществами почву, на которой растет. Считалось, что это дерево способствует и человеческой плодовитости. Ольховый лист клали в обувь новобрачным. Ольха является еще и природным красителем. Можно получить целых 5 цветов: огненно-красный, черный, коричневый, желтый и ярко-зеленый. Правда, вот в грозу под ней укрываться не советуют. В нее часто ударяет молния.

Богичева В. Ольха. \\ Наука и религия. 2007, № 8.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

факты, истории, легенды

Интересные факты о Карелии

Илматар
Илматар

Oднa из персонажей карело-финского эпоса «Калевала», дочь воздуха и мать Вяйнемяйнена. Она заскучала в воздушной пустыне, спустилась к морю и стала матерью воды. Однажды, в поисках места для своего гнезда, на ее выставленное из воды колено опустилась утка. Снесенные уткой яйца были такими горячими, что Илматар не выдержала и убрала колено. Яйца упали и разбились, и из желтка появилось солнце, из белка — месяц, а скорлупа стала небесным сводом. Тогда Ильматар подняла первые горы, создала заливы и мысы, закложила бухты, а спустя 30 лет у нее родился сын Вяйнемяйнена.

Кабан

Кабаны весьма плодовиты и способны переносить различные условия среды. Полного развития эти животные достигают 18 месяцев от роду. Именно в этом возрасте и происходит спаривание. У кабанов бывают бои за самку, и более слабые и молодые не допускаются к спариванию старыми и сильными самцами. Число поросят в помете сильно варьирует, и может достигать 13—14. Вообще, в размерах тела и окраске, кабаны необычайно изменчивы. Тело кабанов покрыто жесткой щетиной, которая на спине образует гребень. Маленькие глазки, широкие длинные уши, рыльце пятачком — вот наиболее характерные признаки внешнего вида кабана. Пища, которой он питается весь разнообразна Это могут быть и коренья, и черви, и рыбы. Но самый распространенный способ добывания пищи у кабанов — это рытье. За исключением взрослых самцов и самок с маленькими поросятами, кабаны ведут стадный образ жизни. Кабан — очень важный охотничье-промысловый зверь.

Сабанеев Л. П. Охотничьи звери.

Калитки
Калитки

традиционная карельская и вепсская выпечка, которая уже стала символом Карелии наравне с рыбником и ухой. Это не сдобное, а пресное блюдо. Делаются калитки из «темной», ржаной муки.

Карельские женщины говорили: «Kalittoa — kyzyy kaheksoa» — букв. : «Калитка просит восьмерки». Чтобы испечь калитки, нужно восемь компонентов (мука, вода, простокваша, соль, молоко, масло, сметана и начинка — картофель, крупа, толокно). Калитки пекли и пекут различной формы: круглые, овальные, четырех-, пяти-, шестиугольные и даже семиугольные.

Калитки пекли по воскресеньям, а также в праздничные дни. Ели их с ухой, супом, молоком. Калитки и в наше время очень популярны в крае. Их готовят и подают во многих кафе и ресторанах, а также продают на улицах.

По материалам: Карельская и финская кухня. – Петрозаводск: Карелия, 2001. – 336с.

Кантеле
Кантеле

Инструмент со «светлым, строгим, простым звучанием», cимвол и выражение гения талантливого карельского народа. Кантеле было широко распространено у вепсов, у ижар. Ближайшие родственники — национальные инструменты эстонцев, латышей, марийцев, чувашей, русских — каклес, кокпе, кюсли, гюсли, гусли. Под аккомпанемент кантеле пелись руны. Оно совершенно по форме, порой было украшено резьбой. Этот инструмент сам иногда по себе замечательное произведение декоративно-прикладного искусства и всегда характерный памятник материальной культуры создавшего его народа.

Считается, что первое кантеле — из челюсти щуки. Щука считалась священной рыбой. Карельские этнографы не раз отмечали следы этого культа. Первое кантеле — это обрядовый инструмент, струны его — из волос коня Хийся, «жеребца, что вечно в мыле», у которого «из волос огонь струился, подымался дым из гривы». Считается, что волосы умерших людей способны оживлять заведомо неодушевленные предметы, т.е. вселять в них душу.

Когда первое кантеле было потеряно, Вяйнемяйнен делает деревянное. Первое — арфа с резонатором у основания струн, второе — корпус, характерный для щипковых инструментов типа гуслей, с двумя деками и обечайками. Любопытно упоминание о пропитке второго кантеле морской водой.

По материалам: В. Пулькин «происхождение красоты».

Кап
Кап

Это вид твердого поделочного материала, широко применяемого в Карелии. Кап представляет собой болезненные наросты на деревьях, которые спиливаются или снимаются со ствола и затем используются для изготовления различных изящных изделий (чаш, табакерок, шкатулок). Спилы капа очень красивы и по рисунку напоминают мрамор.

Из-за своей красоты и твердости кап часто применялся для изготовления посуды: из этого материала выдалбливались чаши и ковши. В начале XIX века кап применяли для декоративной отделки мебели. Сейчас кап в необработанном виде может применяться для отделки помещений в экологическом стиле, а в обработанном — для изготовления разнообразных шкатулок и сувениров. Карельские умельцы делают из него потрясающие изделия.

Cтраницы    123456789101112131415161718