Куллерво — О жизни раба Куллерво рассказывает масштабный эпизод леннротовского свода: руны с 31 по 36. Этот раздел является отступлением от развития основных событий сюжета «Калевалы». Он дополняет основной сюжет эпоса рассказом о трагической судьбе Куллерво. Мрачный, поистине трагический образ Куллерво привлекает многих исследователей, писателей, художников и композиторов, в произведениях которых можно увидеть различные трактовки этого персонажа. И эпоха, и личность творца накладывает отпечаток на его образ. В зависимости от сюжетных мотивов этот образ получает толкование в различных произведениях искусства. У Леннрота вектор судьбы Куллерво направлен в тупик. Все эпизоды его горе-судьбы складываются в порочный круг безысходности.
Уже в чреве матери Куллерво становится рабом и всю жизнь борется против своей рабской доли. Он — бунтарь и мститель, доведенный до отчаяния издевательствами своей хозяйки, он превращает хозяйских коров в волков и медведей, и они разрывают хозяйку на части. Все это символизирует борьбу угнетенных с угнетателями.
По материалам: «Научная исследовательская работа студентов. Материалы 56-й научной студенческой конференции», Птз., 2004. Упорова З. М. «Калевала» в школе«, Птз, 1966.
| |
факты, истории, легенды
Интересные факты о Карелии
|
Илматар
Oднa из персонажей карело-финского эпоса «Калевала», дочь воздуха и мать Вяйнемяйнена. Она заскучала в воздушной пустыне, спустилась к морю и стала матерью воды. Однажды, в поисках места для своего гнезда, на ее выставленное из воды колено опустилась утка. Снесенные уткой яйца были такими горячими, что Илматар не выдержала и убрала колено. Яйца упали и разбились, и из желтка появилось солнце, из белка месяц, а скорлупа стала небесным сводом. Тогда Ильматар подняла первые горы, создала заливы и мысы, закложила бухты, а спустя 30 лет у нее родился сын Вяйнемяйнена.
|
|
|
Кабан
Кабаны весьма плодовиты и способны переносить различные условия среды. Полного развития эти животные достигают 18 месяцев от роду. Именно в этом возрасте и происходит спаривание. У кабанов бывают бои за самку, и более слабые и молодые не допускаются к спариванию старыми и сильными самцами. Число поросят в помете сильно варьирует, и может достигать 1314. Вообще, в размерах тела и окраске, кабаны необычайно изменчивы. Тело кабанов покрыто жесткой щетиной, которая на спине образует гребень. Маленькие глазки, широкие длинные уши, рыльце пятачком вот наиболее характерные признаки внешнего вида кабана. Пища, которой он питается весь разнообразна Это могут быть и коренья, и черви, и рыбы. Но самый распространенный способ добывания пищи у кабанов это рытье. За исключением взрослых самцов и самок с маленькими поросятами, кабаны ведут стадный образ жизни. Кабан очень важный охотничье-промысловый зверь.
Сабанеев Л. П. Охотничьи звери.
|
|
|
Калитки
традиционная карельская и вепсская выпечка, которая уже стала символом Карелии наравне с рыбником и ухой. Это не сдобное, а пресное блюдо. Делаются калитки из «темной», ржаной муки.
Карельские женщины говорили: «Kalittoa — kyzyy kaheksoa» — букв. : «Калитка просит восьмерки». Чтобы испечь калитки, нужно восемь компонентов (мука, вода, простокваша, соль, молоко, масло, сметана и начинка — картофель, крупа, толокно). Калитки пекли и пекут различной формы: круглые, овальные, четырех-, пяти-, шестиугольные и даже семиугольные.
Калитки пекли по воскресеньям, а также в праздничные дни. Ели их с ухой, супом, молоком. Калитки и в наше время очень популярны в крае. Их готовят и подают во многих кафе и ресторанах, а также продают на улицах.
По материалам: Карельская и финская кухня. – Петрозаводск: Карелия, 2001. – 336с.
|
|
|
Кантеле
Инструмент со «светлым, строгим, простым звучанием», cимвол и выражение гения талантливого карельского народа. Кантеле было широко распространено у вепсов, у ижар. Ближайшие родственники — национальные инструменты эстонцев, латышей, марийцев, чувашей, русских — каклес, кокпе, кюсли, гюсли, гусли. Под аккомпанемент кантеле пелись руны. Оно совершенно по форме, порой было украшено резьбой. Этот инструмент сам иногда по себе замечательное произведение декоративно-прикладного искусства и всегда характерный памятник материальной культуры создавшего его народа.
Считается, что первое кантеле — из челюсти щуки. Щука считалась священной рыбой. Карельские этнографы не раз отмечали следы этого культа. Первое кантеле — это обрядовый инструмент, струны его — из волос коня Хийся, «жеребца, что вечно в мыле», у которого «из волос огонь струился, подымался дым из гривы». Считается, что волосы умерших людей способны оживлять заведомо неодушевленные предметы, т.е. вселять в них душу.
Когда первое кантеле было потеряно, Вяйнемяйнен делает деревянное. Первое — арфа с резонатором у основания струн, второе — корпус, характерный для щипковых инструментов типа гуслей, с двумя деками и обечайками. Любопытно упоминание о пропитке второго кантеле морской водой.
По материалам: В. Пулькин «происхождение красоты».
|
|
|
Кап
Это вид твердого поделочного материала, широко применяемого в Карелии. Кап представляет собой болезненные наросты на деревьях, которые спиливаются или снимаются со ствола и затем используются для изготовления различных изящных изделий (чаш, табакерок, шкатулок). Спилы капа очень красивы и по рисунку напоминают мрамор.
Из-за своей красоты и твердости кап часто применялся для изготовления посуды: из этого материала выдалбливались чаши и ковши. В начале XIX века кап применяли для декоративной отделки мебели. Сейчас кап в необработанном виде может применяться для отделки помещений в экологическом стиле, а в обработанном для изготовления разнообразных шкатулок и сувениров. Карельские умельцы делают из него потрясающие изделия.
|
|
| |
А также: |
|
|