Остров Радколье находится недалеко от деревни Лонгасы, что на западном берегу Большого Клименецкого острова. Размеры острова невелики, что весьма характерно для островов Онежского озера. Протяжённость его около 500 метров, а максимальная ширина 160 метров.
Название острова можно перевести как «скала умершего животного», т. к. “kallio” от прибалтийско-финского «скала». Вторая часть слова — «рад» произошло от “raato”, обозначающее «умершее животное».
Остров Радколье практически полностью покрыт мхом и дерном, и отчасти зарос кустарником и редколесьем. Радколье был известен еще в дохристианскую эпоху и прославился своими оригинальными памятниками. В фольклоре сохранились сведения об острове, который с давних пор был местом языческого святилища. На Радколье до сих пор сохранились естественные природные образования, многочисленные следы различных каменных сложений. Здесь можно видеть подковообразные каменные кладки, кладки, имеющие в плане мотив спирали или овала, нередко встречаются и аморфные груды камней. Происхождение подобных сооружений очевидно древнее, но определить до конца их назначение пока не удалось.
Но самый интересный памятник на Радколье — это, так называемый «Радкольский идол». Он находится в наиболее высокой точке острова в северо-восточной его части. Высота «идола» 2 метра, а диаметр его составляет 1,4 метра.
У местных жителей вплоть до начала ХХ века существовала устойчивая традиция, связанная с «Радкольским идолом». Это был обычай отмечать «радкольское воскресенье». Этот праздник проходил раз в год в последнее перед Ивановым днём воскресенье (24 июня по старому стилю). На небольшой остров съезжалось столько гостей из окрестных деревень, что у берегов места не было поставить лодку. Традиционно гуляние проходило на ровной площадке в центральной части острова, рядом с которой на краю горы находился огромный камень, тот самый идол. Ежегодно праздник сопровождался пением, танцами и каждый год молодежь пыталась столкнуть огромный камень с обрыва в воду, но все усилия их были тщетны. Но интересен «идол» не столько своими размерами, сколько тем, что на обращенной к воде стороне его имеются естественные по своему происхождению углубления, по форме напоминающие глаза, нос и рот человека.
Но не только каменный «идол» привлекал особое внимание местных жителей. Есть на острове и своеобразный «хозяин», именно так называло коренное население некое изображение «головы бородатого человека», образовавшееся из скального разлома по форме напоминающего профиль головы человека с длинной бородой. Местные обитатели относились весьма почтительно к этому изображению, веря, что он обладает способностью наказывать человека болезнью, падежом скота, если тот будет вести себя неуважительно.
Кроме того в народной памяти сохранилась память о священной радкольской сосне, оставшейся на острове после того, как в начале XVI века был вырублен священный радкольский лес, использовавшийся для строительство Клименецкого монастыря.
Список используемой литературы:
Мельников И. В. / Святилища древней Карелии. — Петрозаводск: Карелия, 1998. — 133с.,