отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Печь

Слышишь слова «русская печь», и сразу веет тишиной, стариной и уютом. С печью связано множество обрядов. К примеру, свадебный: сваты должны были положить руки на печь. Согретые теплом дома, они уже не могли причинить ему зла. Печь хранила языческие верования, через нее человек продолжал поклоняться огню и вообще силам природы. Она находилась как бы на границе христианского мира и языческих суеверий. Считалось, что через трубу в дом может влететь ведьма. Души умерших предков в важные дни слетаются к печке. В подпечье живет домовой. Печь ассоциировалась с женщиной, а ее духовка — с чревом, поскольку печь тоже давала жизнь. Недаром, когда женщина рожала, открывали печную заслонку. Печь объединяла семью. Зимними вечерами к печи садились все домочадцы, кто-нибудь рассказывал сказку или историю, одновременно продолжали делать несложные домашние дела. Топка печи требовало определенных навыков, излишний расход был недопустим.

По материалам: Логинов К. К. Интерьер крестьянской избы в обрядности и верованиях Заонежья. \\ Заонежье.

Заддэ В. В. Печь согреет, накормит и порадует душу. \\ Народное творчество. 2004., № 1.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Заселение Карелии: ХХ век

В начале ХХ века сложилась пестрая картина народов, проживающих на территории Карелии. Были здесь русские (их, конечно, было большинство, и они распространились практически по всей территории), коренные народности края – карелы и вепсы (но, если карелы проживали также практически на всей территории, то вепсов было очень мало и они сосредоточились только на юго-западном побережье Онежского озера), финны и финны-ингерманландцы (субэтническая группа финнов), поморы (этнографическая группа русского старожильческого населения, потомки древних новгородцев и финно-угорского племени корела), а также потомки поляков, англичан и многие-многие другие.

Русская Революция 1917 года принесла на карельские земли смуту, столкновения между сторонниками и противниками революции и её новшеств. Так на карельских землях за период с 1917 по 1921 годы возникало а затем исчезало несколько государственных образований, таких, например, как Северокарельское государство или Республика Северная Ингрия.
Одно из первых масштабных переселений произошло в Карелии после советско-финской (или ка её еще называют «зимняя») войны, когда финская часть населения Карельского перешейка и Северного Приладожья вынуждены были перебраться в Финляндию. Часть из этих переселенцев затем вернулась на свое прошлое место жительств в 1941 году, когда Финляндия оккупировала две третьи Карельской АССР, но им вновь в 1944 году пришлось эвакуироваться в Финляндию, после того как эти территории вновь отошли к СССР.
В 30-е годы ХХ века в период индустриализации в СССР в Карелию прибывали очень многие из союзных республик (чаще всего это были Украинская и Белорусская СССР, но приезжали и из других республик) на строительство новых промышленных объектов: Кондопожский каскад ГЭС, Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат, Кондопожский ЦБК и другие. Так в Карелию попала первая волна украинцев и белорусов.
Еще одним периодом, когда в Карелию приезжало очень много новых переселенцев, был послевоенный период (50-е годы, когда закончилась Великая Отечественная война). Тогда требовалось много рабочих рук для того, чтобы заново отстроить разрушенные города и предприятия, а также чтобы построить новые. И вновь много приезжих было с западной части СССР – из тех территорий, которые наиболее сильно пострадали во время войны. Поэтому количество белорусов и украинцев вновь увеличилось (так по предварительным итогам данных переписи 2010 года, на сегодняшний день на территории республики проживает около 645 тысяч человек и из них 3,8% белорусы и 2,0% украинцы).

 

 

 

 

Наталья Кузнецова



А также:
Главная → Карелия → История → Народы Карелии → Заселение Карелии: ХХ век