отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Печь

Слышишь слова «русская печь», и сразу веет тишиной, стариной и уютом. С печью связано множество обрядов. К примеру, свадебный: сваты должны были положить руки на печь. Согретые теплом дома, они уже не могли причинить ему зла. Печь хранила языческие верования, через нее человек продолжал поклоняться огню и вообще силам природы. Она находилась как бы на границе христианского мира и языческих суеверий. Считалось, что через трубу в дом может влететь ведьма. Души умерших предков в важные дни слетаются к печке. В подпечье живет домовой. Печь ассоциировалась с женщиной, а ее духовка — с чревом, поскольку печь тоже давала жизнь. Недаром, когда женщина рожала, открывали печную заслонку. Печь объединяла семью. Зимними вечерами к печи садились все домочадцы, кто-нибудь рассказывал сказку или историю, одновременно продолжали делать несложные домашние дела. Топка печи требовало определенных навыков, излишний расход был недопустим.

По материалам: Логинов К. К. Интерьер крестьянской избы в обрядности и верованиях Заонежья. \\ Заонежье.

Заддэ В. В. Печь согреет, накормит и порадует душу. \\ Народное творчество. 2004., № 1.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Традиционнное бисероплетение в Карелии

На территории Карелии издревле добывали жемчуг в районах Ладожского и Онежского озер, на Белом море, повсеместно на севере Карелии. Карельские «ловцы жемчуга» отправлялись на промысел только в чистой одежде, предварительно помолившись и помывшись в бане. При ловле жемчуга нельзя было ссориться, произносить бранных слов или находиться в плохом расположении духа. Особенно знаменит был добычей жемчуга Кемский район. На его старинном гербе изображен венок из жемчуга на голубом фоне.  А жемчуг (серебристо-белый или с голубым оттенком), который добывался местными артелями, очень ценился, считался ювелирным и даже поставлялся к царскому двору. Лучшие жемчужины, выкупленные у местных ловцов , на столичных рынках выдавались за «ориентальные», то есть выловленные в тропических морях.  А. Хребтов писал в своем исследовании: «Русский жемчуг вообще, и в особенности добываемый в Кемском уезде, очень хорош по цвету, блеску и форме ».

Жемчугом традиционно расшивали одежду знати и церковнослужителей, предметы культа. Также в крестьянской среде жемчугом украшались женские головные уборы, ожерелья, венцы.
 
В Карелии традиционно занимались не только вышивкой жемчугом, но и техникой, которая наследовала материал, – бисероплетением. Со временем жемчуга становилось все меньше и добывать его в тех масштабах, в которых требовало производство и спрос не было возможности.  Поэтому жемчуг стали заменять бисером. Так, в Карелии вплоть до середины 17 века, жемчуг и бисер не различали и называли этими названиями один и тот же материал.
 
Характерны и популярны были в Заонежье так называемые «серьги-бабочки», плетеные из бисера украшения. Это был достаточно крупный элемент украшения – 5- 9 см., наравне с короной, венчавшей голову невесты. Делали такие серьги из тонкой меди или латуни и обтягивали сетью с различными рисунками низания. Между подвеской и мочкой вставлялся ажурный бант или крылья, нанизанные на белый конский волос,  почему такой вид серег и получил название – «серьги - бабочки».
 
В комплекс праздничных украшений заонежанок входили не только серьги-бабочки, но и бусы-жгуты, которые особенным образом вязались из жемчуга. Основой для бус служила льняная или хлопчатобумажная нить, на которую нанизывали бисер. Этото этап работы требовал внимания и математического расчета, так как рисунок рассчитывался именно на этом этапе, и малейшая ошибка могла привести к его сбою. Затем, использую такую заранее подготовленную нить, мастерица начинала вязать крючком, подвязывая по очереди каждую бисеринку.      
 
Еще один вид бус украшал заонежских крестьянок – это бусы из бисера, низанные на конский волос в виде яйцевидных звеньев. Звенья цепи выполнялись из шести или восьми бисерных нитей, переплетенных между собой и составляющих крупные бусины.

В настоящий момент технологии изготовления всех этих уркашений восстановлены в музее-заповеднике «Кижи» и в рамках проекта «ожившая экспозиция» демонстрируются на острове Кижи летом и в одном из выставочных залов музея зимой (по заявке группы).

* в статье использованы фотографии из фондов музея-заповедника "Кижи"

материал собран: Волкова Мария



А также:
Главная → Карелия → Искусство и культура Карелии → Ремесла в Карелии → Традиционнное бисероплетение в Карелии