отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Гусиная столица
Гусиная столица

Олонец — один из самых древних городов Карелии, известен еще с 1137 года. На весенний период Олонец становится действительно гусиной столицей. Уже в 20-х числах марта — первой половине апреля прилетают сюда на стоянки первые гуси. Пик численности приходится на первую половину мая, а улетают птицы уже к 25 мая. Всего за весну на олонецких полях насчитывается до 1,5 миллионов гусей. За экскурсию длиною в один день удается увидеть не менее 110 тысяч птиц. Такие скопления гусей уникальны, а концентрация огромного количества птиц в районе Олонца является самым крупным в Европе. Главная причина привлекательности этого района для гусей — это наличие богатой кормовой базы на обширных сельскохозяйственных угодьях, а так же наличие мест безопасных стоянок на акватории Ладожского озера и болотах. Кроме гусей весной в Олонце можно увидеть уток, журавлей, куликов, голубей, сов, воробьиных.

С 2001 года в Олонце ежегодно в мае проводится экологический праздник «Олония — гусиная столица». Традиционно в день праздника устраиваются гусиные бега. По мнению устроителей, такое мероприятие способствует вовлечению местного населения в дела охраны природы и олонецких весенних стоянок птиц.

По материалам: Олония — гусиная столица. — Петрозаводск, 2000. —  6с., с 1—6

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Резьба по дереву в Карелии

Карелия, несмотря на продолжающиеся вырубки лесов, до сих пор славится своими лесами. В древности карелы, вепсы, конечно, не могли не воспользоваться  таким замечательным материалом, как дерево для создания самых различных предметов необходимых для жизни, начиная от дома и заканчивая деревянной ложкой. Дерево было основным материалом, из которого создавались предметы домашнего обихода, мебель, дома, средства передвижения по суше и воде, предметы культа. Эстетические запросы требовали все это украсить и часто мастера использовали для этих целей не только роспись по дереву, но и резьбу.

Виды резьбы, которые использовались – это объемная и контурная, трехгранно-выемчатая (геометрическая) и прорезная или пропильная.

Объемная резьба по дереву: использовалась для создания предметов обихода (деревянная посуда) и детских деревянных игрушек.
 
Если говорить о предметах домашнего обихода, то чаще всего вырезали из дерева посуду.  Древние жители Карелии старались использовать все возможные свойства дерева. Так, наблюдая за тем, как ведут себя различные древесные породы, ложки вырезали из березы, потому что древесина у нее плотная – значит ложка и служить будет долго и заноз не засадишь. Из можжевельника делали подойники – крепкая древесина с дезинфицирующими свойствами.  Предметы мебели, такие как скамьи, изготовляли из  ели, корневище использовалась в качестве ножек и было неотделимо от основной части скамьи, что придавало той крепости.
 
Посуду часто изготовляли из капов. Это специфический нарост на дереве, который часто имеет закругленную форму, что позволяет не тратить много времени на вытачивание изделия. Такие изделия подчеркивали естественную структуру и красоту дерева. Иногда на них наносилась резьба – геометрические узоры по бокам или крест в круге на внешней стороне, ручка могла быть вырезана в виде головы птицы, коня или другого животного.  
 
Северная деревянная игрушка сохраняет в себе архаичные формы ранних деревянных скульптур. Крайне простые геометрические формы, обобщенные формы, полное отсутствие деталей или их незначительная проработка. Даже черты лица передаются весьма условно  - несколькими точками и линиями, тело недалеко уходит от первоначальной формы деревянного полена, ветки или кусочка корня.
 
Традиционно используемые образы носят зооморфный или антропоморфный характер и призваны оградить ребенка от нечистых сил  - фигурка бабы, коня, птицы. В то же время, играя с этими фигурками, ребенок постигал основы мироздания. Ведь в образах бабы заключен символ Матери-Сырой-Земли, дарующей жизнь, конь – древний символ солнца, птица- небесное существо, символ неба и дождя.
 
Контурная резьба: использовалась для вырезания и оформления прялок. Прялку делали цельной, используя для лопаски ствол дерева, а для сидения часть корневища. Естественный изгиб дерева использовался в практических целях.  Контурная резьба представляет собой углубленный рисунок, выполненный сплошными выемками в виде линий различной геометрии и глубины. Отсутствие рельефа при контурной резьбе лишает ее некоторой выразительности. Также на прялках часто использовалась прорезная резьба в виде круглых отверстий, часто располагающихся в виде солярных знаков.
 
Из дерева вырезались и являлись защитой и украшением дома различные архитектурные элементы – наличники, причелины, полотенца. Часто детали оформления домов украшались прорезной или контурной резьбой, где соседствовали христианские и языческие символы, признанные охранить дом от нечистой силы и злых духов.
 
Орнаментальность карельской резьбы можно сравнить с орнаментами карельской вышивки. Мотивы использовались аналогичные: чаще всего геометрические детали, но присутствуют и изобразительные мотивы, такие как птицы, растения, человек.
 
Из дерева изготавливали и чрезвычайно важное для Карелии средство передвижения – лодки. В разных районах лодки делались по –разному, в зависимости от особенностей местных водоемов. «Кижанки» предназначались для Онежского озера, где нередко бывают шторма по силе равные морским, поэтому лодка должна быть достаточно устойчивой и крепкой. Более легкими изготовлялись «пряжинки», которые ходили по сравнительно небольшим рекам и озерам южной Карелии. На севере, вдоль побережьяБелого моря делали большие, тяжелые, но очень устойчивые мореходные карбасы и кочи, которые могли и в океан выйти при необходимости.  
 
Деревянный промысел на продажу в Карелии после революции был не сильно развит. Существовали артели, которые изготовляли на продажу мебель , предметы обихода. В селе Великая губа было небольшое производства изделий из карельской березы. В 1968 году в Петрозаводске появился  комбинат «Карельские сувениры». Сувенирная продукция предприятия соответствовала старинным образцам искусства изготовления из дерева предметов обихода.   В 2002 году комбинат закрылся.

На настоящий момент можно познакомиться с этим древним промыслом в рамках проекта «ожившей экспозиции», реализуемого музеем-заповедником Кижи.  Также в Карелии известен такой автор, как Кронид Гоголев, который основал в Сортавале выставочный зал или галерею, где экспонирует деревянные картины, выполненные в технике рельефной резьбы по дереву.  Многие карельские мастера сейчас продолжают древнюю традицию резьбы по дереву и частным образом восстанавливают традиционные мотивы карельской резьбы, выполняют различные работы на заказ или на продажу для сувенирных лавок.

* в статье использованы фотографии проекта "Ожившая экспозиция" музея-заповедника Кижи

материал собран и подготовлен: Волкова Мария



А также:
Главная → Карелия → Искусство и культура Карелии → Ремесла в Карелии → Декоративная обработка дерева → Резьба по дереву в Карелии