отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Глухарь
Глухарь

Глухарь является типичным обитателем глухого хвойного леса. В лиственных лесах глухари встречаются крайне редко. Токовища глухарей отличаются постоянством. В течение нескольких десятков лет эти птицы могут токовать в одном и том же месте. Они размещаются на расстоянии 100—250 шагов друг от друга. Обычно ток происходит около моховых болот. Половая зрелость глухаря наступает в возрасте 3-х лет. Зимой и в начале весны глухари питаются хвоей. Первое время глухарята растут медленно, затем, когда птенцы достигают величины перепелки, их рост ускоряется. Уже в сентябре молодые петушки отходят от матерей на довольно большие расстояния. Старые глухари выбирают для своего обитания самые глухие участки леса. Из птиц для глухарей наиболее опасны филин и ястреб-тетеревятник. Молодых тетеревят ловят и более мелкие пернатые хищники. Основная масса птенцов погибает именно летом.

Е. Ковалевская. За трофеем в Карелию.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Карельская вышивка

Вышивка карелов и вепсов традиционна и имеет длинную историю. К сожалению, сохранились образцы, начиная только с 12 века. Первоначально вышивка выглядела совсем иначе, чем мы сейчас ее представляем.  Магия, пронизывающая жизнь людей того времени, диктовала свои условия и в одежде, которая была призвана защитить человека не только от холода и ран, но и от нежелательных воздействий. Вышивали по шерстяной ткани медно-бронзовыми спиральными проволочками. Орнаменты также несли особую смысловую и защитную нагрузку, подчинялись строгой логике и имели особое значение.

Со временем орнаментальность, конечно, сохранилась, но внутренний магический смысл частично утратил свою значимость. Да и вышивать стали простыми хлопчатобумажными или льняными нитями на полотне. Интересная особенность карельской вышивки – это ее цветовая гамма. Использовали всего 2 цвета - красный и белый. Это могла быть вышивка белым по красному полотнищу, красным по белому или белым по белому. Всего в двух районах Карелии цветовая гамма была значительно шире – это Пудожский и Прионежский районы.
 
Если говорить об орнаментах карельской вышивки, то надо отметить, что преобладали геометрические и изобразительные (древесно-растительные, орнитоморфные, зооморфные и антропоморфные изображения) мотивы. Чем дальше на север Карелии, тем меньше изобразительных орнаментов встречалось и тем большее предпочтение отдавалось исключительно геометрическим формам. Считалось, что такие изображения охраняют дом от порчи.
 
Изобразительные мотивы карельской вышивки, как и во многих традициях, схематичны. Отражают они не только реальных существ – птиц, животных, растений, человека и его занятия, но присутствуют и фантастические существа, такие как дерево-человек, двухголовый конь. В вышивке вепсов практически не встречаются изображения животных .
 
Вепсы, также как и карелы, вышивкой украшали женские рубахи, женские головные уборы, праздничные юбки, полотенца, мужские венчальные штаны и рубахи. Зачастую вышитые вещи имели обрядовое, праздничное значение и использовались на свадьбах, похоронах , ритуалах, сопровождавших сев или сбор урожая.
 
На полотенцах узоры располагали на концах полотнища, на женских и мужских рубахах по подолу. Расположение орнамента традиционно состояло из главного мотива и двух полос, с разных сторон окаймлявших его. На центральной полосе был или один крупный мотив или рапорт из двух \трех фигур.

Из швов применялись – двусторонний шов (kаksčurеiпе kird, kаksčиrеiпе отböиz’, kаk-sроl’пе отböиz) („досюльный” или „досельный” (что означает — прежний, старинный), строчка по сетке (пühtеitиd kird), крестом(уksроl'пе kird, ristikоitа отbёиz) , тамбур(kuиkjеiпе отlеиz) («косичка»), тамбур по сетке (шов «по вырези», «по письму», «тамбур по сриле»), шов «набором», шов «по намету» («по перевите»), «по выдергу».

Об АО "Заонежская вышивка", которое занимается продолжением традиций карельской вышивки сейчас, можно почитать здесь. 

Вышитые полотенца, рубахи, предметы домашнего обихода и текстиля в Карелии часто украшали вязаными подзорами. Вязали крючком и работы получались очень ажурными и изящными, напоминающими внешне кружевоплетение. Такие вязаные кружева в Карелии традиционно были белого цвета. Орнамент использовался чаще всего геометрический – сочетание ромбов, квадратов, полос разной степени плотности вязки позволяло создавать красноречивые и узнаваемые образы. Вязанные крючком украшения несли в первую очередь ритуальную функцию - защиты, оберега, пожелания лучшего дому и земле.

На настоящий момент традиционное вязание кружева демонстрируется в рамках «ожившей экспозиции», проекта, воплощенного музеем-заповедником «Кижи».

Собрано: Мария Волкова

 

 

фотогалерея


А также:
Главная → Карелия → Искусство и культура Карелии → Ремесла в Карелии → Декоративная обработка тканей → Карельская вышивка