отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Петроглифы
Петроглифы

Во всем мире памятники наскального искусства — явлние национальной гордости, одна из наибольших драгоценностей той или иной державы. Памятники наскального искусства как редчайшие и более ценные раритеты ежегодно являются целью паломничества миллионов туристов всего мира. Популярность данного вида туризма растет, поскольку не удалось найти других более древних памятников монументального искусства. Петроглифы — это древние наскальные изображения, творения художников каменного века, для которых полотном служили прибрежные скалы, а кистью — кремневое долото. Особенно много петроглифов обнаружено на мысе Бесов Нос. Звери, птицы, рыбы, человечки — чего здесь только нет, причем реальные изображения сменяются фантастическими. Древний художник проявил исключительную изобретательность, не зная законов физики добился эффекта катафота (отражения). Территория наскальных изображений тянется на протяжении 20 км, от устья Водлы до устья реки Черной.
В настоящее время резко обозначилась проблема сохранения памятника древности, расположенного под открытым небом. В 2002 году петроглифы побережья Онежского озера были внесены Всемирным фондом памятников в число 100 памятников мирового значения подверженных опасности разрушения.

По материалам: Журавлев  А. П. «Бес на скалах Онежского озера». «В мире онежских петроглифов»
С. Ефремов «Прионежский уезд», 15 мая. «Вестник карельского краеведческого музея, сборник научных трудов», вып. 3., 1995.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Предания, посвященные основанию деревень

 

Основание деревень Королевская, Римское, Семеновская 

Исполнитель:
Ярышева Пелагея Тимофеевна, 1908 г.р., записано в с. Римское, 1940 г.

Зап. О.Г. Большакова, В.Р. Дмитриченко, 1940 г.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион 

Беглый король поселился сюда, где озеро Королевское. Это еще в Смутное время было, когда самозванцы были, поляки Москву заняли. Там, в Москве-то, были разные князьки, бояре. Они и бежали в разные места от этих поляков. Бежали и сюда в Олонецкую губерную. Вот и бежал один такой королек в Олонецкую губернию. Ему это место наше еще из озера понравилось, он и пристал к берегу. Пристал к берегу с челядью и построил дом в диком лесу. Вот почему и прозвалась деревня Королевской.
Здесь еще до него жил в диком лесу наш один старинный житель Семен — беглый от военной службы в то время. Впервые-то они встретились на охоте в лесу и узнали, что здесь два жителя есть. Потом стали они распространяться шире, к ним начали присоединяться и другие беглые от военной службы и от поляков.
К ним начали прибывать из Новгородской губернии. Ведь раньше-то Новгород был вольный город, главный, а когда он попал под княжество Московское, все новгородцы и бежали сюда от притеснения, искали воли и свободы.
А Семеновская деревня так и стала называться от того Семена.
Между новгородцами-то был Романей, и поселился он в этой деревне, по его имени и назвали Римское. Он крепостной был и бежал из Новгородчины-то сюда.
Слышал от отца, а отцу говорил об этом еще дед его.

Основание деревень на Водлозере

Исполнитель:
Каламаева Анна Федоровна, 1898 г.р., записано в д. Куганаволок, 1973 г.

Зап. Разумова А.П. Русакова Е.И., 1973 г.

Опубликовано в кн.: Памятники русского фольклора Водлозерья: Предания и былички

Раньше ведь беженцы бежали, в прежнее время, не сейчас. Вот эти места занимали на островках. Это все раньше говорили, что беженцы. Вот два человека, три человека на островку и обживались.
Мне вот дедушка в память пал. Я только его помню, что у его белая борода, он пришел со службы, двадцать пять лег отслужил. Вот они и бежали, и кто где разживались. [Дед] рассказывал, даже с одной ложки ржи, потом уж он поляну развел. Таки были копарюги. Железна была, а еще деревянна. Вот это место обожгет, и потом этой копарюшкой и ворочает землю. На поджогах. А потом с этой поляны у него пошло хлебопашество.

Основание деревень Падмозеро и Ворониной

Исполнитель:
Карпин Павел Васильевич, 1911 г.р., записано в с. Шуньга, 1971 г.

Зап. Н. Криничная, В. Пулькин, 1971 г.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион 

В Падмозере житель жил на реке. Жил тут житель, а вдруг щепки свежие и понесло по реке. Вот он и смекает: «Выше меня житель есть». Не знал он, что житель выше по реке песеливши был.
Он пошел по реке, да и нашел жителя — соседа. Там потом деревня Воронина расстроилась.

Основание деревень Пустыня и Узких

Исполнитель:
Горшков Петр Григорьевич, 1875 г.р., записано в д. Демидово.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион

Два подсудимых человека от суда, от царской власти сбежали. ..
Ушли они в леса Олонецкой губернии и ходили целый год, не могли прибрать себе убежища. Потом край озера Космозера, на расстоянии самой середины озера, прибрали удобное место. И вот говорит один другому:
— Мы с тобой, говорит, друг (тогда товарищами не называли, не знали еще этого положения), останемся здесь проживать... Ты, говорит, друг Пустынин, от этой сопки будешь разбивать себе землю, а я, Узкин, пойду на юг; здесь, говорит, на этой сопке мы поставим могилу.
И вот когда оны разошлись, то начали разбивать себе землепашество, где земля оказалась хлебородная. Когда оны разработали себе по небольшому участку, находивши вблизи селения, в которых оны поженились. Пошла от их семейная жизнь, за двести лет разжилось это место, и сейчас, по сие время, пахотный участок разработан на десять километров. А название могилы дали они Фролова гора, и которая сейчас существует, и по сие время находится кладбище, и лес сосновый стоит, что туча темная.
Была там построена часовенка, которая сейчас развалилась.

Основание деревни Ботвинщина

Исполнитель:
Русаков Иван, 1936 г.р., записано в с. Шуньга, 1971 г.

Зап. Н. Криничная, В. Пулькин, 1971 г.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион 

.. Говорят, был Русаков и Тараскин. Откуда и как бежали. И вот деревню Ботвинщину создали ...
А деревня Ботвинщина так названа потому, что ее основатель был Ботвинец, самый старый человек он был.
Я не знаю, когда он жил, тоже старики говорят.

Основание деревни Гарницы

Исполнитель:
Завьялов Федор Константинович, 1883 г.р., записано в Гарницах, 1967 г.

Зап. Э.В. Померанцева, Е.А. Ремезова, О.Л. Свешникова, 1956 г.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион 

Здесь озерко вот есть. Откуда-то из Гарии пришли три брата и здесь поселились. Увидали, что в озерке много-много рыбы, и давай здесь жительство распространять. Один брат в этой деревне, другой — в той, а третий — где пристань пароходная.
Откуда-то из Гарии, а где она, Гария? Прозвали Гарницей, как из Гарии пришли...
Лонгасы — это брат из Гарии поселился, а каким путем они прозваны — не знаю.

Основание деревни Кургеницы

Исполнитель:
Прохоров Александр Федорович, 1908 г.р., записано в Кургеницах, 1967 г.

Зап. Н. Криничная, В. Пулькин, 1967 г.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион 

Первый здесь Кургилов построился, поэтому и назвали — Кургеницы.
Он в лесях строился: беглый был, от солдатской службы раньше бегали. Потом старообрядцы пришли, здесь распоселились — эти тоже боялись у полого берега жить, вдоль речки селились, опасались. Втемнях в озеро выплывут, сети бросят. Втемнях опохожают... Вот жизнь-то была!
Распоселились, лес вырубили — и речка высыхать стала. Надо к озеру селиться: за водой далеко ходить... Деревня к воде вышла. Сейчас вдоль берега живет.

Основание деревни Тихвин Бор

Исполнитель:
Ярышева Пелагея Тимофеевна, 1908 г.р., записано в с. Римское, 1940 г.

Зап. О.Г. Большакова, В.Р. Дмитриченко, 1940 г.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион 

Ведь раньше много было всякого народу. Был такой город — Новгород (это я от отца слыхала, а ему дед говорил), в нем только и жили вольно. А шведы там да поляки ходили на Россию, набеги такие делали. Притесняли русских, мучили их, добро уводили от них, скотину...
Ну, а оны как были допреж того вольные, так не стерпели того и бежали к нам сюды, в Корелу. Места тут были дикие, глухие, никому не сыскать, не достать; ну, и распоселились тут везде. Тут, почитай, все — выходцы с Новгорода, мало кто с Москвы пришли. Эти уж опосля приходили.
Тут у нас цела деревня есть, так и называется Тихвин Бор: они с Тихвина, с Новгороду пришли и распоселились здесь, в бору, их так и прозвали прежним названием.

Основание деревни Шайдома и переселения из нее в Заонежье

Исполнитель:
Могилев Иван Степанович, 1888 г.р., записано в 1971 г.

Зап. В. Пулькин, 1971 г.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион 

Наша деревня населена приймаками. Предки мои были не знаю каки... может, хохлы какие-нибудь: не хотели в солдаты идти, ушли от Петра, шведа забоялись. Взяли свои топоры, пилами опоясались — да и... Поселились сначала в Шайдоме. Стало им тесно, да и девок не было на всех — пошли по приймакам: в Заонежье девок много. Которы из наших в Черкасы пошли, которы — в Паново. Сколько-то приймаков и пришло в Курникове. И я — курниковский.

Основание Кенозера

Исполнитель:
Артемьев Григорий Гаврилович, 1904 г.р., записано в дер. Погост Колодозерский, 1969 г.

Зап. Н. Криничная, Т. Коски, 1969 г.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион 

Это уже совсем не у нас тут, это в Архангельской области ... Основа Кенозера... Там девяносто шесть деревень вокруг одного озера, в Кенозере насчитывалось четыре сельских совета.
И вот первый житель появился там тогда, когда была в царской армии служба двадцать пять лет. И скрывались люди, от Царской службы уходили, и вот началось поселение вот этого Кенозера. И в результате расселились, девяносто шесть деревень вокруг озера стало. А первая деревня (жителя не знаю, как звали), а деревня — Мамоново, на острову поселился среди озера, маленький остров называется ...
(Слышал это предание от дедов и, в частности, от Корнила Яковлевича Артемьева).

Основание села Нюхча

Исполнитель:
Карманова Августа Андреевна,1895 г.р., записано в с. Нюхча, 1969 г.

Зап. Н. Криничная, В. Пулькин, 1969 г.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион 

Ведь у нас все беженцы селились. Наш народ из новгородцев, бежали от казначеев да из солдатчины.
Нюхча была раньше на Верхнем острову, дальше от моря. А эта деревня сгорела. Мы пахали, так головни выпахивали ...
Потом вниз стали строиться.
Когда деревня стала строиться, церковь двенадцатиглавую поставили от монастыря. А потом она сгорела от печки, не при моей памяти.

Основание села Сумпосад

Исполнитель:
Каманина Александра Николаевна,1885 г.р., записано в с. Сумпосад, 1969 г.

Зап. Н. Криничная, В. Пулькин, 1969 г.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион 

Марфа Посадница сюды пришла — за ней десять семейств притянулися... привела, подумай-ко. Рохмистровы — коренны, Пашины — коренны. Корольковы — коренны. Десять человек — корень коренной, от Марфы Посадницы, а остальные сватья, братья, внучата.
Стали жить да слыть: Сумпосад. Набежали деревенски, рибушны. Евтюковы — выгозерски; Лапински — из Лапино; Свиньински — тоже не сумеют, заонежски; Поповы — с Унежья; Карпински — с Сумострова; Воронински — не сумски; Бахиревски — тоже не сумски, ихни деды прибежалые.
У меня муж деревенский, дак я платила тридцать рублей, чтобы своего мужа в сумски мешаны записать, тридцать рублей заплочено.
Воронины тоже платили, чтобы мещанами стать …
Здесь острог был, церковь, ров с трех сторон, водой заливался. Когда отлив, то и сейчас заметно, что по краешкам выложено каменьями руками людей ...

Основание села Сухое и построение в нем часовни

Исполнитель:
Моисеева Надежда Тарасовна,1905 г.р., записано в д. Сухое, 1969 г.

Зап. Н. Криничная, В. Пулькин, 1969 г.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион 

...Как будто им хотелось поселиться у реки. Не теперешни люди, верующи были. Икону принесли к реке, а икона (а икона была «Богородица») оказывалась на этом месте. Здесь часовню построили. Она была такая красавица — любо посмотреть было; кумпола были красивые-прекрасивые.
Сколько топоров переломали, пока хотели березу срубить, под которой икона сидела, когда храм на этом месте хотели построить.
Березу так и не смогли срубить, так ее и оставили в храме. Она была замаскирована, шелковыми платками завешена. Как кто заболеет, так и несут ей дары.
И сколько раз икону переносили к реке, столько раз она сюда и возвращалась.
Так и основалась на этом месте деревня.

Основание села Юково

Исполнитель:
Дементьев Федор Михайлович ,1904 г.р., записано в с. Вирма, 1969 г.

Зап. Н. Криничная, В. Пулькин, 1969 г.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион 

Там, где Юково, одна щелья была. Один старичок поселился туда, приехал из Корелы и жил там со старушкой.
Спустил мережку — навага попалась. Спустил втору — опять попалась. Приехал за хлебом в Сумпосад да в Сороку, рыбу продает. Спрашивают:
— Откуда?
Дед и рассказал.
Так и стали туда приезжать, а там и переселились туда. Юково у самого моря Белого, двадцать пять километров от тракта.
Карел этот — сильный, крепкий был старик.
Теперь там и зверя бьют, тюленей бьют, белугу ловят.
Как белуга зайдет в губу, так и перекрывают ее сетями, некуда ей деться. Ее и стреляют (промысловики ведь имеют ружья). Есть даже Белужья губа ...

Основание Соловецкого монастыря

Исполнитель:
Мышев Михаил Кузьмич, 1895 г.р., записано в Кижах, 1967 г.

Зап. В. Пулькин, 1967 г.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион 

Шли Зосима и Савватий на Белое море. Шли с Толвуи на Загубье, далее — к Шитикам. Их мужик перевозил к Повенцу — Благочинный фамилия ему.
Поморы других старцев выгоняли, а толвуйский Зосима Савватия подговорил — да они и сходили в Новгород. Дали им войско в охрану, они и поселились. Потом каменный монастырь выстроили.
... Там, где рыбопункт, стояла раньше часовня Зосимы и Савватия на мыску ... С этого мыска лодка их отчалила к Повенцу.

 Из истории Шуньги

Исполнитель:
Соколин Александр Тимофеевич, 1889 г.р., записано в с. Шуньга, 1971 г.
Зап. Н. Криничная, В. Пулькин, 1971 г.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион

Происхождение нашего села древнее. Село помещается на острове, остров называется Кок.
И весь остров принадлежал церкви. Поселение было только — ну, служащие церкви: священники там и другие чины, низшие, пономари да дьячки да ...
И здесь (не знаю чего-то) образовались ярмарки. Такое здесь перевалочное место оказалось: с Белого моря везли сюда рыбу морскую, а с юга приезжали покупатели и увозили; из Карелии, оттуда привозили сюда меха, меха необделанные, а с Каргополя приезжали скупщики — у них, в Каргополе, были скорняцкие мастерские, скорняцкие ...
И заинтересовались местные жители этим местом. И вот между них Щепины, Павловы, Масляков, Васильев выменяли площадь здесь, небольшую площадь выменяли, а церкви из своей земли подарили заместо и основали здесь село Шуньгу. Ну, их интересовало-то, жителей, что здесь и ярмарка ...
А затем образовалось торговое село ...


История деревни Конда

Исполнитель:
Коваленко Мария Федоровна, 1921 г.р., записано в Петрозаводск, 1971 г.
Зап. Н. Криничная, 1969 г.
Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион

Деревня Конда стоит на Конном наволоке, в лесу, вдали от всех деревень.
... В давние времена этой деревни не было, а была деревня Някино, которая стояла на песчаном берегу в пяти верстах от Клименицкого монастыря. Някинцы были язычники и никак не хотели принимать православную веру. Настоятелю монастыря не нравилось такое близкое соседство с язычниками и хотелось прихватить к монастырю земли някинцев. Чтоб найти причину выселить някинцев с родных земель, он поставил в вину някинским бабам то, что они якобы смущают и соблазняют монахов своими песнями, плясками и шутками и насмехаются над православной верой. Он написал царю Борису Годунову жалобу такого содержания: «... на землях, близлежащих к обители, живут некие някинцы, инаковерующие. Някинские бабы зело красивые и вводят святую братию во искушение. А по сему прошу выселить някинцев на Конный наволок, а их земли отдать обители...»
Жалоба была удовлетворена — и някинцев выселили на Конный наволок. Деревня стала называться Кондой. Их насильно окрестили в православную веру.
Но за конденами сохранилась на века дурная слава о их непутевых бабах, прогулявших Някино. И так и звали их большеротыми: бабы, мол, горло драли, соблазняя святых песнями...


Как Соловки строили ...

Исполнитель:
Ведехина Екатерина Ивановна, 1893 г.р., записано в п. Ламбасручей, 1971 г.
Зап. В. Пулькин, 1967 г.
Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион

Мы на Соловки едем на пароходе, богомольцы. Мы с Попова наволока выплываем. Чайки рычат. Вот остров показался, стены.
- Кто поднимал? Кто стесывал?
- Конь поднимал. Великан стесывал.
Мы идем, жадобушка, вот, по травке идем. Монах опять говорит:
- Не наступите! У нас чайки в камнях гнезда свили. Не скупитесь! Чайкам хлебца киньте.
Чайки Соловки от англичанки спасли. Они англичанку-ту заср...
Чаек в Соловках несосветима сила! Рычат ...

Происхождение названия деревни Игумновцы

Исполнитель:
Артамонова Анна Матвеевна, 1908 г.р., записано в п. Челмужи, 1971 г.
Зап. Н. Криничная, В. Пулькин, 1971 г.
Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион

...А говорят: приехал вроде игумен. А игумен такой был: кресты тогда ставили в лесу (ну, в лес идем, дак такие деревянные кресты для чего-то, в Бога веровали, дак молились Богу) — а медведь вроде бы сел на лошадь, крест лапой задел да и приехал с крестом в деревню. И сказали, что игумен приехал, видимо…
И деревню назвали Игумновцы. Вот такое, не знаю, правда ль, нет.



А также:
Спецпредложение
специальное предложение
Благоустроенный коттедж в 100 км. от Петрозаводска и 300 км от Санкт-Петербурга, у воды, рассчитан на 6 основных и 2 дополнительных места (3 спальни). Июнь и июль - 6000 рублей. Август - 8000 рублей.
от 8000 руб
Главная → Карелия → Искусство и культура Карелии → Фольклор Карелии → Предания, посвященные основанию деревень