отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Лыжи
Лыжи

Каждый год карелы надеются, что лето будет малоснежным и придется на выходные. Часто уже в начале октября у нас выпадает снег, тает он только в апреле. Так что сезон для лыж довольно длинный.

Издавна карелы использовали для передвижения зимой снегоступы и лыжи. По снежной целине на привычных нам тоненьких беговых лыжах не пройти, поэтому лыжи изготовлялись толстые, с большей площадью опоры, чтобы не проваливаться в заснеженном лесу. Более того, существовал вариант, в котором правая и левая лыжи конструктивно отличались друг от друга. Правая — калху — была короче левой — люлю — и служила для отталкивания ногой, подбивалась она шкурой с короткой гладкой шерстью, для предупреждения проскальзывания назад в момент толчка. Люлю служила для скольжения и изготовлялась из поверхностного твердого слоя сосны.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Предания, посвященные основанию деревень

 

Основание деревень Королевская, Римское, Семеновская 

Исполнитель:
Ярышева Пелагея Тимофеевна, 1908 г.р., записано в с. Римское, 1940 г.

Зап. О.Г. Большакова, В.Р. Дмитриченко, 1940 г.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион 

Беглый король поселился сюда, где озеро Королевское. Это еще в Смутное время было, когда самозванцы были, поляки Москву заняли. Там, в Москве-то, были разные князьки, бояре. Они и бежали в разные места от этих поляков. Бежали и сюда в Олонецкую губерную. Вот и бежал один такой королек в Олонецкую губернию. Ему это место наше еще из озера понравилось, он и пристал к берегу. Пристал к берегу с челядью и построил дом в диком лесу. Вот почему и прозвалась деревня Королевской.
Здесь еще до него жил в диком лесу наш один старинный житель Семен — беглый от военной службы в то время. Впервые-то они встретились на охоте в лесу и узнали, что здесь два жителя есть. Потом стали они распространяться шире, к ним начали присоединяться и другие беглые от военной службы и от поляков.
К ним начали прибывать из Новгородской губернии. Ведь раньше-то Новгород был вольный город, главный, а когда он попал под княжество Московское, все новгородцы и бежали сюда от притеснения, искали воли и свободы.
А Семеновская деревня так и стала называться от того Семена.
Между новгородцами-то был Романей, и поселился он в этой деревне, по его имени и назвали Римское. Он крепостной был и бежал из Новгородчины-то сюда.
Слышал от отца, а отцу говорил об этом еще дед его.

Основание деревень на Водлозере

Исполнитель:
Каламаева Анна Федоровна, 1898 г.р., записано в д. Куганаволок, 1973 г.

Зап. Разумова А.П. Русакова Е.И., 1973 г.

Опубликовано в кн.: Памятники русского фольклора Водлозерья: Предания и былички

Раньше ведь беженцы бежали, в прежнее время, не сейчас. Вот эти места занимали на островках. Это все раньше говорили, что беженцы. Вот два человека, три человека на островку и обживались.
Мне вот дедушка в память пал. Я только его помню, что у его белая борода, он пришел со службы, двадцать пять лег отслужил. Вот они и бежали, и кто где разживались. [Дед] рассказывал, даже с одной ложки ржи, потом уж он поляну развел. Таки были копарюги. Железна была, а еще деревянна. Вот это место обожгет, и потом этой копарюшкой и ворочает землю. На поджогах. А потом с этой поляны у него пошло хлебопашество.

Основание деревень Падмозеро и Ворониной

Исполнитель:
Карпин Павел Васильевич, 1911 г.р., записано в с. Шуньга, 1971 г.

Зап. Н. Криничная, В. Пулькин, 1971 г.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион 

В Падмозере житель жил на реке. Жил тут житель, а вдруг щепки свежие и понесло по реке. Вот он и смекает: «Выше меня житель есть». Не знал он, что житель выше по реке песеливши был.
Он пошел по реке, да и нашел жителя — соседа. Там потом деревня Воронина расстроилась.

Основание деревень Пустыня и Узких

Исполнитель:
Горшков Петр Григорьевич, 1875 г.р., записано в д. Демидово.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион

Два подсудимых человека от суда, от царской власти сбежали. ..
Ушли они в леса Олонецкой губернии и ходили целый год, не могли прибрать себе убежища. Потом край озера Космозера, на расстоянии самой середины озера, прибрали удобное место. И вот говорит один другому:
— Мы с тобой, говорит, друг (тогда товарищами не называли, не знали еще этого положения), останемся здесь проживать... Ты, говорит, друг Пустынин, от этой сопки будешь разбивать себе землю, а я, Узкин, пойду на юг; здесь, говорит, на этой сопке мы поставим могилу.
И вот когда оны разошлись, то начали разбивать себе землепашество, где земля оказалась хлебородная. Когда оны разработали себе по небольшому участку, находивши вблизи селения, в которых оны поженились. Пошла от их семейная жизнь, за двести лет разжилось это место, и сейчас, по сие время, пахотный участок разработан на десять километров. А название могилы дали они Фролова гора, и которая сейчас существует, и по сие время находится кладбище, и лес сосновый стоит, что туча темная.
Была там построена часовенка, которая сейчас развалилась.

Основание деревни Ботвинщина

Исполнитель:
Русаков Иван, 1936 г.р., записано в с. Шуньга, 1971 г.

Зап. Н. Криничная, В. Пулькин, 1971 г.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион 

.. Говорят, был Русаков и Тараскин. Откуда и как бежали. И вот деревню Ботвинщину создали ...
А деревня Ботвинщина так названа потому, что ее основатель был Ботвинец, самый старый человек он был.
Я не знаю, когда он жил, тоже старики говорят.

Основание деревни Гарницы

Исполнитель:
Завьялов Федор Константинович, 1883 г.р., записано в Гарницах, 1967 г.

Зап. Э.В. Померанцева, Е.А. Ремезова, О.Л. Свешникова, 1956 г.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион 

Здесь озерко вот есть. Откуда-то из Гарии пришли три брата и здесь поселились. Увидали, что в озерке много-много рыбы, и давай здесь жительство распространять. Один брат в этой деревне, другой — в той, а третий — где пристань пароходная.
Откуда-то из Гарии, а где она, Гария? Прозвали Гарницей, как из Гарии пришли...
Лонгасы — это брат из Гарии поселился, а каким путем они прозваны — не знаю.

Основание деревни Кургеницы

Исполнитель:
Прохоров Александр Федорович, 1908 г.р., записано в Кургеницах, 1967 г.

Зап. Н. Криничная, В. Пулькин, 1967 г.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион 

Первый здесь Кургилов построился, поэтому и назвали — Кургеницы.
Он в лесях строился: беглый был, от солдатской службы раньше бегали. Потом старообрядцы пришли, здесь распоселились — эти тоже боялись у полого берега жить, вдоль речки селились, опасались. Втемнях в озеро выплывут, сети бросят. Втемнях опохожают... Вот жизнь-то была!
Распоселились, лес вырубили — и речка высыхать стала. Надо к озеру селиться: за водой далеко ходить... Деревня к воде вышла. Сейчас вдоль берега живет.

Основание деревни Тихвин Бор

Исполнитель:
Ярышева Пелагея Тимофеевна, 1908 г.р., записано в с. Римское, 1940 г.

Зап. О.Г. Большакова, В.Р. Дмитриченко, 1940 г.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион 

Ведь раньше много было всякого народу. Был такой город — Новгород (это я от отца слыхала, а ему дед говорил), в нем только и жили вольно. А шведы там да поляки ходили на Россию, набеги такие делали. Притесняли русских, мучили их, добро уводили от них, скотину...
Ну, а оны как были допреж того вольные, так не стерпели того и бежали к нам сюды, в Корелу. Места тут были дикие, глухие, никому не сыскать, не достать; ну, и распоселились тут везде. Тут, почитай, все — выходцы с Новгорода, мало кто с Москвы пришли. Эти уж опосля приходили.
Тут у нас цела деревня есть, так и называется Тихвин Бор: они с Тихвина, с Новгороду пришли и распоселились здесь, в бору, их так и прозвали прежним названием.

Основание деревни Шайдома и переселения из нее в Заонежье

Исполнитель:
Могилев Иван Степанович, 1888 г.р., записано в 1971 г.

Зап. В. Пулькин, 1971 г.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион 

Наша деревня населена приймаками. Предки мои были не знаю каки... может, хохлы какие-нибудь: не хотели в солдаты идти, ушли от Петра, шведа забоялись. Взяли свои топоры, пилами опоясались — да и... Поселились сначала в Шайдоме. Стало им тесно, да и девок не было на всех — пошли по приймакам: в Заонежье девок много. Которы из наших в Черкасы пошли, которы — в Паново. Сколько-то приймаков и пришло в Курникове. И я — курниковский.

Основание Кенозера

Исполнитель:
Артемьев Григорий Гаврилович, 1904 г.р., записано в дер. Погост Колодозерский, 1969 г.

Зап. Н. Криничная, Т. Коски, 1969 г.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион 

Это уже совсем не у нас тут, это в Архангельской области ... Основа Кенозера... Там девяносто шесть деревень вокруг одного озера, в Кенозере насчитывалось четыре сельских совета.
И вот первый житель появился там тогда, когда была в царской армии служба двадцать пять лет. И скрывались люди, от Царской службы уходили, и вот началось поселение вот этого Кенозера. И в результате расселились, девяносто шесть деревень вокруг озера стало. А первая деревня (жителя не знаю, как звали), а деревня — Мамоново, на острову поселился среди озера, маленький остров называется ...
(Слышал это предание от дедов и, в частности, от Корнила Яковлевича Артемьева).

Основание села Нюхча

Исполнитель:
Карманова Августа Андреевна,1895 г.р., записано в с. Нюхча, 1969 г.

Зап. Н. Криничная, В. Пулькин, 1969 г.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион 

Ведь у нас все беженцы селились. Наш народ из новгородцев, бежали от казначеев да из солдатчины.
Нюхча была раньше на Верхнем острову, дальше от моря. А эта деревня сгорела. Мы пахали, так головни выпахивали ...
Потом вниз стали строиться.
Когда деревня стала строиться, церковь двенадцатиглавую поставили от монастыря. А потом она сгорела от печки, не при моей памяти.

Основание села Сумпосад

Исполнитель:
Каманина Александра Николаевна,1885 г.р., записано в с. Сумпосад, 1969 г.

Зап. Н. Криничная, В. Пулькин, 1969 г.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион 

Марфа Посадница сюды пришла — за ней десять семейств притянулися... привела, подумай-ко. Рохмистровы — коренны, Пашины — коренны. Корольковы — коренны. Десять человек — корень коренной, от Марфы Посадницы, а остальные сватья, братья, внучата.
Стали жить да слыть: Сумпосад. Набежали деревенски, рибушны. Евтюковы — выгозерски; Лапински — из Лапино; Свиньински — тоже не сумеют, заонежски; Поповы — с Унежья; Карпински — с Сумострова; Воронински — не сумски; Бахиревски — тоже не сумски, ихни деды прибежалые.
У меня муж деревенский, дак я платила тридцать рублей, чтобы своего мужа в сумски мешаны записать, тридцать рублей заплочено.
Воронины тоже платили, чтобы мещанами стать …
Здесь острог был, церковь, ров с трех сторон, водой заливался. Когда отлив, то и сейчас заметно, что по краешкам выложено каменьями руками людей ...

Основание села Сухое и построение в нем часовни

Исполнитель:
Моисеева Надежда Тарасовна,1905 г.р., записано в д. Сухое, 1969 г.

Зап. Н. Криничная, В. Пулькин, 1969 г.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион 

...Как будто им хотелось поселиться у реки. Не теперешни люди, верующи были. Икону принесли к реке, а икона (а икона была «Богородица») оказывалась на этом месте. Здесь часовню построили. Она была такая красавица — любо посмотреть было; кумпола были красивые-прекрасивые.
Сколько топоров переломали, пока хотели березу срубить, под которой икона сидела, когда храм на этом месте хотели построить.
Березу так и не смогли срубить, так ее и оставили в храме. Она была замаскирована, шелковыми платками завешена. Как кто заболеет, так и несут ей дары.
И сколько раз икону переносили к реке, столько раз она сюда и возвращалась.
Так и основалась на этом месте деревня.

Основание села Юково

Исполнитель:
Дементьев Федор Михайлович ,1904 г.р., записано в с. Вирма, 1969 г.

Зап. Н. Криничная, В. Пулькин, 1969 г.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион 

Там, где Юково, одна щелья была. Один старичок поселился туда, приехал из Корелы и жил там со старушкой.
Спустил мережку — навага попалась. Спустил втору — опять попалась. Приехал за хлебом в Сумпосад да в Сороку, рыбу продает. Спрашивают:
— Откуда?
Дед и рассказал.
Так и стали туда приезжать, а там и переселились туда. Юково у самого моря Белого, двадцать пять километров от тракта.
Карел этот — сильный, крепкий был старик.
Теперь там и зверя бьют, тюленей бьют, белугу ловят.
Как белуга зайдет в губу, так и перекрывают ее сетями, некуда ей деться. Ее и стреляют (промысловики ведь имеют ружья). Есть даже Белужья губа ...

Основание Соловецкого монастыря

Исполнитель:
Мышев Михаил Кузьмич, 1895 г.р., записано в Кижах, 1967 г.

Зап. В. Пулькин, 1967 г.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион 

Шли Зосима и Савватий на Белое море. Шли с Толвуи на Загубье, далее — к Шитикам. Их мужик перевозил к Повенцу — Благочинный фамилия ему.
Поморы других старцев выгоняли, а толвуйский Зосима Савватия подговорил — да они и сходили в Новгород. Дали им войско в охрану, они и поселились. Потом каменный монастырь выстроили.
... Там, где рыбопункт, стояла раньше часовня Зосимы и Савватия на мыску ... С этого мыска лодка их отчалила к Повенцу.

 Из истории Шуньги

Исполнитель:
Соколин Александр Тимофеевич, 1889 г.р., записано в с. Шуньга, 1971 г.
Зап. Н. Криничная, В. Пулькин, 1971 г.

Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион

Происхождение нашего села древнее. Село помещается на острове, остров называется Кок.
И весь остров принадлежал церкви. Поселение было только — ну, служащие церкви: священники там и другие чины, низшие, пономари да дьячки да ...
И здесь (не знаю чего-то) образовались ярмарки. Такое здесь перевалочное место оказалось: с Белого моря везли сюда рыбу морскую, а с юга приезжали покупатели и увозили; из Карелии, оттуда привозили сюда меха, меха необделанные, а с Каргополя приезжали скупщики — у них, в Каргополе, были скорняцкие мастерские, скорняцкие ...
И заинтересовались местные жители этим местом. И вот между них Щепины, Павловы, Масляков, Васильев выменяли площадь здесь, небольшую площадь выменяли, а церкви из своей земли подарили заместо и основали здесь село Шуньгу. Ну, их интересовало-то, жителей, что здесь и ярмарка ...
А затем образовалось торговое село ...


История деревни Конда

Исполнитель:
Коваленко Мария Федоровна, 1921 г.р., записано в Петрозаводск, 1971 г.
Зап. Н. Криничная, 1969 г.
Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион

Деревня Конда стоит на Конном наволоке, в лесу, вдали от всех деревень.
... В давние времена этой деревни не было, а была деревня Някино, которая стояла на песчаном берегу в пяти верстах от Клименицкого монастыря. Някинцы были язычники и никак не хотели принимать православную веру. Настоятелю монастыря не нравилось такое близкое соседство с язычниками и хотелось прихватить к монастырю земли някинцев. Чтоб найти причину выселить някинцев с родных земель, он поставил в вину някинским бабам то, что они якобы смущают и соблазняют монахов своими песнями, плясками и шутками и насмехаются над православной верой. Он написал царю Борису Годунову жалобу такого содержания: «... на землях, близлежащих к обители, живут некие някинцы, инаковерующие. Някинские бабы зело красивые и вводят святую братию во искушение. А по сему прошу выселить някинцев на Конный наволок, а их земли отдать обители...»
Жалоба была удовлетворена — и някинцев выселили на Конный наволок. Деревня стала называться Кондой. Их насильно окрестили в православную веру.
Но за конденами сохранилась на века дурная слава о их непутевых бабах, прогулявших Някино. И так и звали их большеротыми: бабы, мол, горло драли, соблазняя святых песнями...


Как Соловки строили ...

Исполнитель:
Ведехина Екатерина Ивановна, 1893 г.р., записано в п. Ламбасручей, 1971 г.
Зап. В. Пулькин, 1967 г.
Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион

Мы на Соловки едем на пароходе, богомольцы. Мы с Попова наволока выплываем. Чайки рычат. Вот остров показался, стены.
- Кто поднимал? Кто стесывал?
- Конь поднимал. Великан стесывал.
Мы идем, жадобушка, вот, по травке идем. Монах опять говорит:
- Не наступите! У нас чайки в камнях гнезда свили. Не скупитесь! Чайкам хлебца киньте.
Чайки Соловки от англичанки спасли. Они англичанку-ту заср...
Чаек в Соловках несосветима сила! Рычат ...

Происхождение названия деревни Игумновцы

Исполнитель:
Артамонова Анна Матвеевна, 1908 г.р., записано в п. Челмужи, 1971 г.
Зап. Н. Криничная, В. Пулькин, 1971 г.
Опубликовано в кн.: Северные предания: Беломорско-Обонежский регион

...А говорят: приехал вроде игумен. А игумен такой был: кресты тогда ставили в лесу (ну, в лес идем, дак такие деревянные кресты для чего-то, в Бога веровали, дак молились Богу) — а медведь вроде бы сел на лошадь, крест лапой задел да и приехал с крестом в деревню. И сказали, что игумен приехал, видимо…
И деревню назвали Игумновцы. Вот такое, не знаю, правда ль, нет.



А также:
Главная → Карелия → Искусство и культура Карелии → Фольклор Карелии → Предания, посвященные основанию деревень