отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Мельница Сампо
Мельница Сампо

Мельница-самомолка, которую выковал Илмаринен, один из главных героев «Калевалы». Существует 2 варианта истории о Сампо: северно-карелький и приладожско-карельский. Первый был использован Э. Леннротом для создания своей версии Сампо в «Калевале». Оказавшись в беспомощном положении в море, гонимый ветром и волнами Вяйнямейнен попадает в чужой край, где его подбирает хозяйка Похъялы и выручает из беды. Но Вяйнемейнен не хочет оставаться на чужбине, просит, чтобы его доставили домой. Хозяйка Похъялы требует изготовить ей за это Сампо и обещает в награду выдать за него свою дочь. Вяйнямейнен либо сам изготовляет Сампо, либо присылает взамен кузнеца Илмаринена. Изготовитель Сампо получает обещанную невесту. Хозяйка Похъялы прячет Сампо в Каменной горе. Сампо похищается либо непосредственно по изготовлении, либо позднее, специально организованной в Похъялу «экспедицией».Если похищение происходит непосредственно по изготовлении сампо, то вместе с ним обычно похищается и невеста. Когда хозяйка Похъелы обнаруживает пропажу, она устраивает погоню. На море разгорается битва, во время которой Сампо разбивается на куски, часть из которых тонет в море, а часть попадает на землю, часть хозяйка уносит к себе. От кусков Сампо море становиться богатым, земля получает плодородие, растения — силу роста… С наличием Сампо всегда связывается идея благополучия, зажиточного рода, обладание «посевом», «пашней», «силой»…Образ Сампо формируется на основе мифологических представлений о происхождении культурных благ. Сампо и есть одно из культурных благ, их своеобразное обобщение.

По материалам: Э. С. Киуру «Миф о Сампо»// «Калевала» — памятник мировой культуры«, Птз, 1986.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

факты, истории, легенды

Интересные факты о Карелии

Ольха

В пору весеннего таяния снега на ольхе набухают сережки —  ее соцветия, содержащие каждое до 300 очень мелких цветков. Они формируются за год до цветения. В народных славянских представлениях, в песенном фольклоре ольха — женщина. В ольхе наши предки видели человеческое существо, родственную душу, потому что живет она не сотни лет, а людской век — 100 лет, в редчайших случаях доживая до 150 лет. Древесина ольхи ломкая, хрупкая. Но погруженная в воду, она наоборот, твердеет. На русском севере верили, что ольху боится нечистая сила. Ольха обогащает питательными веществами почву, на которой растет. Считалось, что это дерево способствует и человеческой плодовитости. Ольховый лист клали в обувь новобрачным. Ольха является еще и природным красителем. Можно получить целых 5 цветов: огненно-красный, черный, коричневый, желтый и ярко-зеленый. Правда, вот в грозу под ней укрываться не советуют. В нее часто ударяет молния.

Богичева В. Ольха. \\ Наука и религия. 2007, № 8.

Осина
Осина

Едва ли найдется дерево, отношение к которому было бы столь негативным. Она не годилась ни на строительство, ни на дрова. В самую тихую погоду листья на ней трепетали. Это привлекало внимание человека. Сложилось немало легенд и рассказов об осине. Легенды были связаны прежде всего с эпизодами христианской истории. Народная фантазия сделала осину местом постоянного обитания черта. «Осину черт колышет», — так объяснялось дрожание листьев. Осиной широко пользовались в магических целях ведьмы и колдуны. «Грешное» дерево запрещалось вносить в дом и даже сажать вблизи человеческого жилья. Также люди остерегались прятаться под осиной в грозу. По народным поверьям в грозу Господь св. Илья преследовали чертей, поэтому непременно поражали ее ударами грома. Но зло, да и вообще нечистое начало якобы заключенное в осине, с успехом обращалось против самого себя, и осина являлась наиболее действенным средством в борьбе с нечистью. Чаще всего ее использовали как обычный оберег.

Агапкина Т. О. О «чертовом» дереве — осине. \\ Россия. 1995, № 9.

Михайлов Л. Е. Осина.

Падун

В Карелии падунами называют водопады и пороги, то есть падающую воду. В нашем северном краю падунов необычайно много: от маленьких, затерянных в лесной глуши водопадиков, дорогу к которым знают только местные жители, до известного каждому туристу великана-Кивача. Высота последнего достигает 10,7 м. Впрочем, есть в Карелии водопады и выше. Так, например, падун Белые мосты на реке Кулисмайоки достигает высоты почти 20 м, а Большой падун на реке Винча — 18 м. Но каким бы ни был водопад, мощь падающей в скалах воды не оставит равнодушными никого.

Петроглифы
Петроглифы

Во всем мире памятники наскального искусства — явлние национальной гордости, одна из наибольших драгоценностей той или иной державы. Памятники наскального искусства как редчайшие и более ценные раритеты ежегодно являются целью паломничества миллионов туристов всего мира. Популярность данного вида туризма растет, поскольку не удалось найти других более древних памятников монументального искусства. Петроглифы — это древние наскальные изображения, творения художников каменного века, для которых полотном служили прибрежные скалы, а кистью — кремневое долото. Особенно много петроглифов обнаружено на мысе Бесов Нос. Звери, птицы, рыбы, человечки — чего здесь только нет, причем реальные изображения сменяются фантастическими. Древний художник проявил исключительную изобретательность, не зная законов физики добился эффекта катафота (отражения). Территория наскальных изображений тянется на протяжении 20 км, от устья Водлы до устья реки Черной.
В настоящее время резко обозначилась проблема сохранения памятника древности, расположенного под открытым небом. В 2002 году петроглифы побережья Онежского озера были внесены Всемирным фондом памятников в число 100 памятников мирового значения подверженных опасности разрушения.

По материалам: Журавлев  А. П. «Бес на скалах Онежского озера». «В мире онежских петроглифов»
С. Ефремов «Прионежский уезд», 15 мая. «Вестник карельского краеведческого музея, сборник научных трудов», вып. 3., 1995.

Печь

Слышишь слова «русская печь», и сразу веет тишиной, стариной и уютом. С печью связано множество обрядов. К примеру, свадебный: сваты должны были положить руки на печь. Согретые теплом дома, они уже не могли причинить ему зла. Печь хранила языческие верования, через нее человек продолжал поклоняться огню и вообще силам природы. Она находилась как бы на границе христианского мира и языческих суеверий. Считалось, что через трубу в дом может влететь ведьма. Души умерших предков в важные дни слетаются к печке. В подпечье живет домовой. Печь ассоциировалась с женщиной, а ее духовка — с чревом, поскольку печь тоже давала жизнь. Недаром, когда женщина рожала, открывали печную заслонку. Печь объединяла семью. Зимними вечерами к печи садились все домочадцы, кто-нибудь рассказывал сказку или историю, одновременно продолжали делать несложные домашние дела. Топка печи требовало определенных навыков, излишний расход был недопустим.

По материалам: Логинов К. К. Интерьер крестьянской избы в обрядности и верованиях Заонежья. \\ Заонежье.

Заддэ В. В. Печь согреет, накормит и порадует душу. \\ Народное творчество. 2004., № 1.

Cтраницы    123456789101112131415161718


А также:
Главная → Карелия → География → Набор интересных фактов и легенд о Карелии