Автономная некоммерческая организация
«Содействие обеспечению безопасности путешественников»
представляет рубрику «Древние тайны Карелии»
Предания об амазонках распространены по всему миру. Естественно, в разных странах они именуются
В 1741 году аббат Гюйон выпустил в свет в Брюсселе «Историю древних и современных амазонок», полную весьма любопытных сведений. Но, прежде всего, нам следует обратиться к легендам об амазонках, представленных в греческой мифологии.
Многие из нас, даже из курса истории средней школы, знают, что убеждение в существовании амазонок было распространено в Греции в самой отдаленной древности. Непобедимый Одиссей «встречался» с ними в одноименном произведении Гомера; отзвуки его можно найти в «Иллиаде» — в эпизоде любви между Ахиллом и царицей амазонок. Собственно, для многих из нас знакомство с амазонками на этом и заканчивается. Однако, все оказывается более интересным. Все древнегреческие легенды упоминают о воинственном народе женщин — «мужененавистниц» (другое толкование слова амазонки — «равные мужчинам»).
Древнейший в греческой литературе рассказ об амазонках принадлежит историку Геродоту. Он упоминает, в частности, что «относительно браков соблюдается у амазонок следующее правило: ни одна девушка не выходит замуж прежде чем не убьет хотя бы одного врага; некоторые доживают до старости девушками, потому что не могли выполнить это требование».
В свою очередь, историк Гиппократ рассказывает об амазонках еще более удивительные истории: «Правой груди они не имеют, так как еще в младенчестве матери накладывают на эту грудь специально для этого сделанный медный инструмент в накаленном состоянии и прижигают, чтобы прекратить рост груди и чтобы вся сила перешла к правому плечу и правой руке».
В главе
Как это не парадоксально, убеждение в существовании народа женщин упорно держалось в стародавние времена, охватывая все древние культуры. Чем глубже проникаем мы в события той отдаленной эпохи, тем к более удивительным выводам мы приходим: амазонки существовали не только в Греции, но и в Европе и даже на Русском Севере. Более того, во множестве европейских стран не найти фольклора, в котором не упоминалось бы о далеких временах, когда женщины играли доминирующую роль в магии и в религии.
Считалось, что они владели искусством иллюзии, умели вызывать бури, покрывать землю туманом, чтобы внести замешательство в ряды войск противника или укрыть себя от глаз неприятеля. Они владели искусством преобразования тела. Они умели видеть на большом расстоянии. Они умели пророчествовать. Нет ничего необычного в том, что эту роль могла выполнять женщина. Ведь женщина превосходит мужчину во многих областях: она дольше сопротивляется усталости, физическим страданиям, болезням, старению, не говоря уже о том, что благодаря своей психической конституции, она более искушена в вопросах магии.
Первое в европейской литературе упоминание об амазонках Европы принадлежит историку короля Карла Великого Павлу Дьякону. Рассказывая о Германии, он сообщает, что «и по сегодняшний день в глубинах Германии еще существует народ этих женщин». Если учесть, что эти строки были написаны около
Другой областью местопребывания амазонок в Европе оказывается древняя Чехия, о чем повествует в начале
Дальше, еще интереснее. По широко распространенному представлению, местопребывание европейских амазонок обозначается на севере Европы, в частности, в районе Балтийского моря.
Первым автором, сообщившим об этих северных или балтийских амазонках был Ибрахим-ибн-Якуб. Его мемуар о славянских странах, датируемый
Знаменитый арабский географ и путешественник первой половины
Приведенные выше сообщения о северных амазонках неоднократно комментировались в исторической литературе. При этом часто повторялась высказанная догадка, что все эти известия имеют своим источником старинные представления народов страны квенов — древнейшего населения нынешней Финляндии и сопредельных районов, в том числе и части территории современной Карелии.
«История Норвегии» — латиноязычная хроника, охватывающая историю норвежских конунгов (правителей) с древнейших времен
В данном издании впервые приводится свод древнескандинавских письменных источников по истории Карелии, в том числе и «История Норвегии». Особая ценность этих источников определяется тем, что в них имеется информация по истории нашего края
«На северо-восток, — указывается в «Истории Норвегии», — простираются за Норвегию многочисленные племена, преданные язычеству, кирьялы (древние корелы) и квены, рогатые финны (в данном случае, саамы) и те и другие бьярмоны (жители легендарной Биармии). Но мы не знаем точно, какие племена обитают за этими. Однако, когда некие моряки стремились проплыть от Ледяного острова (современная Исландия) к Норвегии и встречными бурями были отброшены в зимнюю область, где приблизились между вириденами (гренландцы) и бьярмонами, где, как свидетельствуют, обретались люди удивительной величины и была «страна дев», поскольку Квенланд (племя квенов) переводится как «Страна дев».
Данные сведения перекликаются с рассказами норвежца Оттара, изложенными в «Орозии короля Альфреда» конца
Казалось бы, что удивительного в легендах об амазонках? А удивительно здесь то, что мужские поступки совершает женщина. Но, что еще более удивительно, — ее современникам эти поступки не казались
Между прочим, о мужестве русских женщин в языческую эпоху можно прочесть в византийских рукописях. Летописцы рассказывают, что во времена войны Святослава с греками, после одной жестокой битвы, когда греки стали раздевать убитых «скифов», то нашли немало женских трупов. Оказывается, эти женщины на равных сражались среди мужчин.
"Мужество и мудрость в том далеком от нас времени являлись не только положительными свойствами характера и ума, но и вещею силою, приближавшею человека к богам,- читаем в книге русского историка Ивана Забелина "Домашний быт русских цариц".- Вообще, языческий идеал присваивает женской личности существо мифическое. Она обладает даром гаданий, чарований, пророчества; она знает тайны естества и потому в ее руках хранится врачевание, колдовство, заговоры, заклинания. Она в близких связях с мифическими силами, в ее руках и добро, и зло этих сил".
С течением времени, исторические мнения о загадочных амазонках все более привлекают внимание специалистов. Возможно, изучение данного направления еще более обогатит наши представления о предистории народов, населявших северные территории Европы, в том числе и народов, проживавших на территории современной Карелии.
Алексей ПОПОВ