Автономная некоммерческая организация
«Содействие обеспечению безопасности путешественников»
представляет рубрику «Древние тайны Карелии»
Карелия — прекрасный живописный уголок России. Об этом знают все. Однако, Карелия — это и край, полный неразгаданных тайн и удивительных загадок, питающих наше воображение и мысль. Разгадать их — значит понять наше прошлое и настоящее. В народной памяти еще до сих пор сохранились обрывки древних преданий и легенд о неких «языческих идолах», поставленных невесть кем в таких глухих местах, где даже местные жители ориентировались с трудом.
Основываясь на старинных легендах и преданиях, наша экспедиция, состоящая из специалистов различных областей знания, обнаружила целую цепочку «гиперборейских идолов» до сих пор не описанных в научной литературе и находящихся в Беломорском районе Карелии.
Языческая (гиперборейская) культура — чудесный и загадочный мир, дошедший до нас лишь пунктирно, осколочно, воссоздаваемый нами, как правило, интуитивным путем предстает перед нами во всей своей самобытной красоте и величии. Так что же, четко сработала людская память, оставившая нам весть о существовании культовых мест, мест, где стояли идолы, где общались с богами наши предки.
Таинственные деревянные изваяния, расположенные друг от друга в получасе ходьбы, совершенно не похожие один на другого, представляли собой своеобразный музей деревянной скульптуры под открытым небом. Затерянные в глухой карельской тайге, неприступные своей непостижимостью, окруженные ореолом им одним ведомой святости, молчаливо и грозно взирали они на нас, пришельцев, дерзнувших нарушить их вековой покой. Когда и кем были они воздвигнуты? Чей божественный образ несут в себе? Какая магическая сила охраняет их от разрушения?
«Идолы» резко отличаются друг от друга и по размерам (от 1 до 2,5 метров высотой), и по характеру изображения. Особенно выделялся один, всем своим обликом напоминавший изображения знаменитых и загадочных каменных изваяний с острова Пасхи, что в Тихом океане. Что это: случайность или отголоски
Единственное, что сближает найденных нами «идолов» — время их изготовления. Судя по структуре дерева, им более ста лет (об этом же свидетельствуют и некоторые местные легенды) и были они воздвигнуты
На первый взгляд создавалось впечатление, что деревянные изваяния расположены без видимой системы. Но так ли это? Ведь труд по их изготовлению был немалый, и вряд ли кто-либо от нечего делать ворочал тяжелые бревна в карельской глуши просто так, тем более, что прежде чем приступать к работе, бревно долго вымачивали, чтобы оно приобрело особую прочность и не подвергалось бы быстрому разрушению. Или за видимой бессистемностью есть определенная система в их расположении и выбранное место по каким-либо причинам неслучайно? А если неслучайно, то на чем основывались наши предки при выборе места? Вопросов было много.
Кстати, славянская традиция общения с так называемыми «малыми кумирами» — языческими идолами — сохранилась на Русском Севере в значительной степени благодаря контактам русских с чудью и саамами.
Но не это главное. Главное — наши духовные ощущения и переживания, когда, внимательно вглядываясь в изваяние, вдруг всем своим существом понимаешь, что природа одухотворена, и за всеми ее проявлениями, за предметами стоят духовные сущности. Идол наполнен жизнью. Собственно, он и изготавливался для того, чтобы в нем пребывал определенный дух или бог. И христианские иконы мироточащие (ибо живые они) — функционально — святыни того же порядка и назначения, что и изваяния древних языческих богов. Ведь скульптурные (и не только) изображения нужны, подчас даже необходимы людям для возможности общения с богами и духами. Это как бы «дверь», пропускающая в иной мир. В этой «двери», в первую очередь, заинтересован сам человек. Ключ от этой «двери» находится в нас самих.
Почитание изображений богов, изваянных из дерева, ведет начало с языческих (гиперборейских) времен — от идолов, которые устанавливались близ жилища, на перекрестках лесных дорог. После внедрения в крае христианства, запрещающего подобные скульптурные изображения, идолы «ушли» в тайгу.
Как творились статуи в честь богов? С какими таинствами и как долго? Что при этом чувствовал мастер? Ясно одно — во время работы происходит чудо. Мастер начинает работать с бревном.
Возможно, это только поэтический образ и всё было совсем иначе. В любом случае карельские идолы — это новая загадка, а значит, Терра инкогнита — земля неразгаданная — еще ждет своих исследователей и мы отправляемся в новое путешествие, но об этом в наших следующих выпусках.
Алексей ПОПОВ
Председатель координационного совета АНО «Содействие обеспечению безопасности путешественников»
фото Александра ОСИПОВА