отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Шокшинский порфир

В 49 км от Петрозаводска близ деревни Шокша вот уже более двухсот лет ломают прочный, красивый камень «шохан» глубокого красно-фиолетового тона. Это одна из разновидностей камня, который ученые-минералоги называют квадрацито-песчаником. У этой горной породы — «песчаное» прошлое. Много лет назад рыхлые пески осаждались на дне водоемов. В каждом регионе их судьба складывалась по-разному. В Карелии песчинки глубоко опускались, перекрываясь отложениями других пород, причем зерна росли в такой тесноте, что их форма оказывалась причудливой, а срастание — очень плотным. В разных городах страны можно встретить эту весточку самоцветной Карелии. С течением времени «шохан» завоевывает сердца многих архитекторов. Неудивительно, что этот нарядный камень представляет нашу страну и за рубежом — так в 1847 году этот камень впервые попал во Францию, где из него выполенено немало замечательных сооружений.

Буковская Т. Г. Отвори сердце камню. Петрозаводск: Карелия, 1985. - 120 с.

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Статьи и обзоры

«Карельская гиперборея» — прошлое и настоящее (I)

Автономная некоммерческая организация
«Содействие обеспечению безопасности путешественников»
представляет рубрику «Древние тайны Карелии»

Карелия — прекрасный живописный уголок России. Об этом знают все. Однако, Карелия — это и край, полный неразгаданных тайн и удивительных загадок, питающих наше воображение и мысль. Разгадать их — значит понять наше прошлое и настоящее. В народной памяти еще до сих пор сохранились обрывки древних преданий и легенд о неких «языческих идолах», поставленных невесть кем в таких глухих местах, где даже местные жители ориентировались с трудом.

Основываясь на старинных легендах и преданиях, наша экспедиция, состоящая из специалистов различных областей знания, обнаружила целую цепочку «гиперборейских идолов» до сих пор не описанных в научной литературе и находящихся в Беломорском районе Карелии.

Языческая (гиперборейская) культура — чудесный и загадочный мир, дошедший до нас лишь пунктирно, осколочно, воссоздаваемый нами, как правило, интуитивным путем предстает перед нами во всей своей самобытной красоте и величии. Так что же, четко сработала людская память, оставившая нам весть о существовании культовых мест, мест, где стояли идолы, где общались с богами наши предки.

Таинственные деревянные изваяния, расположенные друг от друга в получасе ходьбы, совершенно не похожие один на другого, представляли собой своеобразный музей деревянной скульптуры под открытым небом. Затерянные в глухой карельской тайге, неприступные своей непостижимостью, окруженные ореолом им одним ведомой святости, молчаливо и грозно взирали они на нас, пришельцев, дерзнувших нарушить их вековой покой. Когда и кем были они воздвигнуты? Чей божественный образ несут в себе? Какая магическая сила охраняет их от разрушения?

«Идолы» резко отличаются друг от друга и по размерам (от 1 до 2,5 метров высотой), и по характеру изображения. Особенно выделялся один, всем своим обликом напоминавший изображения знаменитых и загадочных каменных изваяний с острова Пасхи, что в Тихом океане. Что это: случайность или отголоски каких-то древних знаний, о которых мы уже никогда не узнаем? Изображения других «идолов» не поддаются какой-либо интерпретации, поскольку сведения о «деревянных языческих богах» наших предков даже в специальной литературе очень скудны, не говоря уже об их изображениях.

Единственное, что сближает найденных нами «идолов» — время их изготовления. Судя по структуре дерева, им более ста лет (об этом же свидетельствуют и некоторые местные легенды) и были они воздвигнуты где-то в конце XIX века. В то время, несмотря на укоренившееся уже христианство, элементы язычества («ведовства») были достаточно распространены в Карелии, о чем свидетельствуют историко-этнографические работы Шайжина, собравшего в конце XIX — начале XX веков уникальные сведения о быте и верованиях населения Карелии. Рядом с двумя из найденных нами «идолов» находились их прежние полусгнившие «останки», что подтверждало сведения об их периодической восстанавливаемости (по некоторым данным, «идолы» «восстанавливаются» каждые 150 лет).

На первый взгляд создавалось впечатление, что деревянные изваяния расположены без видимой системы. Но так ли это? Ведь труд по их изготовлению был немалый, и вряд ли кто-либо от нечего делать ворочал тяжелые бревна в карельской глуши просто так, тем более, что прежде чем приступать к работе, бревно долго вымачивали, чтобы оно приобрело особую прочность и не подвергалось бы быстрому разрушению. Или за видимой бессистемностью есть определенная система в их расположении и выбранное место по каким-либо причинам неслучайно? А если неслучайно, то на чем основывались наши предки при выборе места? Вопросов было много.

Кстати, славянская традиция общения с так называемыми «малыми кумирами» — языческими идолами — сохранилась на Русском Севере в значительной степени благодаря контактам русских с чудью и саамами.

Но не это главное. Главное — наши духовные ощущения и переживания, когда, внимательно вглядываясь в изваяние, вдруг всем своим существом понимаешь, что природа одухотворена, и за всеми ее проявлениями, за предметами стоят духовные сущности. Идол наполнен жизнью. Собственно, он и изготавливался для того, чтобы в нем пребывал определенный дух или бог. И христианские иконы мироточащие (ибо живые они) — функционально — святыни того же порядка и назначения, что и изваяния древних языческих богов. Ведь скульптурные (и не только) изображения нужны, подчас даже необходимы людям для возможности общения с богами и духами. Это как бы «дверь», пропускающая в иной мир. В этой «двери», в первую очередь, заинтересован сам человек. Ключ от этой «двери» находится в нас самих.

Почитание изображений богов, изваянных из дерева, ведет начало с языческих (гиперборейских) времен — от идолов, которые устанавливались близ жилища, на перекрестках лесных дорог. После внедрения в крае христианства, запрещающего подобные скульптурные изображения, идолы «ушли» в тайгу.

Как творились статуи в честь богов? С какими таинствами и как долго? Что при этом чувствовал мастер? Ясно одно — во время работы происходит чудо. Мастер начинает работать с бревном. В какой-то момент к нему вдруг приходит ощущение, что он вошел в диалог с богом, которому вырубает изваяние. Еще несколько минут назад всё казалось обыденным, и вдруг мастер не один, на него глядит изваянный им образ. И не просто глядит, а относится к мастеру как-то особенно, как будто говорит с ним... Последние взмахи резца. Мастер замедляет движения. Рука более не тянется к изваянию. Вот он — бог здесь, и касание его резцом уже недопустимо.

Возможно, это только поэтический образ и всё было совсем иначе. В любом случае карельские идолы — это новая загадка, а значит, Терра инкогнита — земля неразгаданная — еще ждет своих исследователей и мы отправляемся в новое путешествие, но об этом в наших следующих выпусках.

Алексей ПОПОВ
Председатель координационного совета АНО «Содействие обеспечению безопасности путешественников»
фото Александра ОСИПОВА



Ознакомьтесь с полным списком предлагаемых туров! Если вы хотите написать обзор, статью или рассказать о своих
впечатлениях, присылайте нам свои статьи и обзоры.


свежие новости
Главная → Статьи и обзоры → «Карельская гиперборея» — прошлое и настоящее (I)