Внешняя оболочка.
Большинство людей туризм ассоциируют с пляжем, экскурсиями, поездками и еще много с чем, в общем, с итоговым продуктом, который желают получить. Абсолютно понятно, почему это именно так, потому что больше им знать не надо, не хочется, да и не узнать никогда на 100 процентов.
Внутренняя оболочка.
Существует понятие «высокого сезона», «сезона» и «межсезонья». Поговорим о «высоком»... В эти жаркие дни работа кипит, ее просто очень много, потому что все хотят. Хотят сплавиться по реке, отправиться в джип-тур, организованно прокатиться на велосипедах по красивым местам, погонять на квадроцикле. А если речь идет о зиме, то снегоходы, лыжи и так далее. Организация всего этого — дело тонкое, забирающее все свободное время. Ведь туристу все равно, что продукты портятся, люди устают, а техника ломается в самый неподходящий момент. Турист должен получить услугу в полном объеме и качестве, несмотря ни на что. И это правильно. Именно «высокий сезон» — время основных увольнений и кадровых перестановок. А с ними связано огромное количество проблем внутри организации и на выходе (частенько) ухудшение качества предоставляемой услуги.
О людях.
Люди, сука, не железные. Они из крови и плоти, любят вовремя получать зарплату, не любят, когда их ругают и иногда болеют.
О зарплате.
А вам какое дело до зарплаты инструкторов и менеджеров?
Об инструкторах.
Это прикольные ребята. Большую часть времени они проводят в турах. Это непосредственные исполнители задуманного, именно они воплощают в жизнь все идеи. К сожалению, далеко не все общаются на должном уровне. Я имею в виду уровень психологических подстроек под клиента. Но с этим можно много чего поделать и исправить ситуацию. По натуре, большинство из них авантюристы и романтики, любители хапнуть адреналина и поделиться им с ближними, то есть с туристами. Обычно это неженатые молодые люди, которым хорошо и вольготно в диком лесу, этакие Чингачгуки, Робинзоны, и...кто там еще
Про менеджеров.
Если менеджер толковый — это мегачеловек, я знаю немного таких, к сожалению. Менеджер принимает заказ, обрабатывает его, доводит до сведения исполнителей, частенько идет сопровождающим в тур, контролирует, решает проблемы, сдает отчеты и т. д. А теперь представьте себе обработку огромного потока информации. Неважно одинаковая она или разная, в определенный момент мозг закипает. Выйти в отпуск во время сезона нереально. Важно давать себе отдых, разгрузку, но ни в одной карельской туристической фирме нет профессионального HR — менеджера или хорошего психолога. Да и не во всех ситуациях они помогают.
О помощи.
Хорошо когда коллектив слаженный, сработавшийся.
О слаженных коллективах.
Таких практически нет. Текучка.
О текучке.
Пока будут платить немного, будут воровать. Когда воровать нечего — увольняются. Хотя это далеко не единственная причина. Денег всегда мало.
Про деньги.
Есть разные фирмы и стоимость одних и тех же услуг тоже разная. Разная, потому что это конкуренция, потому что качество оказываемых услуг разное, потому что цели разные, различное питание, инвентарь, количество весел и умение общаться, да и запросы разные.
«После тура».
После тура могут проводиться разборы полетов (кто чего сделал так, а кто не так), а могут и не проводиться. А еще после туров остается еда.
Про еду.
Она хоть и помятая, но очень вкусная.
Про вкусы.
О вкусах не спорят.
О спорах.
Спорить и добиваться истины необходимо, но еще более важно уметь слушать и слышать главное, не упуская ни капли.
Про капли и слух.
Этот рассказ лишь капля из того, что можно рассказать о карельском туризме. Надеюсь, вы меня услышали.
Солнышков Владимир.